Личность рассматривал как совокупность отношений.
Отношения – система связей человека с различными сторонами действительности:
· отношение к себе
· отношение к людям
· отношение к окружающему миру в целом.
«Отношение личности – это активная, сознательная, интегральная, избирательная, основанная на опыте связь личности с различными сторонами действительности. Это системообразующий элемент личности, которая предстает как система отношений. Сами отношения личности формируются под влиянием общественных отношений, которыми личность связана с окружающим миром в целом» (Мясищев В.Н.).
Сущность личности определяется на основе социальной обусловленности и значимости ее отношений («Скажи мне кто твой друг, и я скажу тебе кто ты»).
Именно отношение является интегратором все психологических характеристик личности, что и обеспечивает целостность, устойчивость, глубину и последовательность поведения личности.
Психологические модальности отношений:
· Позитивные /негативные отношения.
|
|
· Пассивные/активные отношения.
· Противоречивые/гармонично связанные друг с другом отношения.
Виды (стороны) отношений (соотносятся с тремя сферами психики – мотивационной, когнитивной, деятельностной)
1.Оценочные отношения (эмоциональный компонент - способствует формированию эмоционального отношения личности к объектам среды, людям и самому себе)
2.Интерес, как особое интеллектуальное отношение (познавательный (оценочный) компонент - способствует восприятию и оценке (осознанию, пониманию, объяснению) объектов среды, людей и самого себя)
3.Отношение к деятельности (поведенческий компонент - способствует осуществлению выбора стратегии и тактики поведения личности по отношению к значимым (ценным) для нее объектам среды, людям и самому себе).
Каждая сторона отношения определяется характером жизненного взаимодействия личности с окружающей средой и людьми.
Каждый объект из внешнего мира оценивается по двум критериям отношения:
Отношение (виды) | ||
Эмоциональное отношение | Морально-правовое отношение | |
нравится/не нравится, хочу/не хочу; любовь, интерес, антипатия и т.д. | можно/нельзя, надо/не надо, долг, совесть, этические, моральные и юридические нормы | |
Пример:
Мне нравится ноутбук моего коллеги, я его хочу иметь (эмоциональное отношение), но при этом я осознаю, что это чужая вещь и брать ее нельзя (морально-правовое отношение).
Если объект оценивается одинаково по обоим критериям, то речь идет о внутренней гармонии.
Если оценка по разным шкалам не совпадает – ситуация потенциального внутреннего конфликта.
|
|
Для личностного роста необходимо, чтобы при конфликте побеждало морально-правовое отношение.
Характер – единство отношений и способов их осуществления в переживаниях и поступках человека.
Характер определяется и проявляется (формируется) только на уровне активных отношений.
Т.е. невозможно дать человеку какую-либо характеристику до тех пор, пока он не вступил в отношения с окружающей средой.
Определенность и устойчивость характера определяется определенностью и устойчивостью отношений.
Процесс развития личности обусловливается ходом развития ее отношений.
· У 2-3-х летнего ребенка развивается выраженная избирательность отношения – к родителям, воспитателям, сверстникам.
· В школьном возрасте увеличивается число отношений, возникают внесемейные обязанности, учебный труд, необходимость в произвольном управлении своим поведением.
· В старшем школьном возрасте формируются принципы, убеждения, идеалы.
Личностный рост – перевод персональных отношений в принципиальные (умение принимать решения и действовать не потому, что так хочет кто-то, а исходя из собственных идеалов и убеждений).