Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте. Как характеризовать эту деятельность?

Как характеризовать эту деятельность? Обычно говорят, что это деятельность по усвоению знаний. Но это недостаточно, так как и в игре ребёнок познаёт. Учебная деятельность – это деятельность, направленная на усвоение науки и культуры накопленных человечеством. Однако эти предметы (наука и культура) не даны как кубики, все они абстрактны. С этими предметами необходимо научиться действовать, а для этого учебная деятельность должна быть сформирована. В этом и задача начальной школы.

Парадокс учебной деятельности для ребёнка состоит в том, что, действуя, он сам ничего в этих знаниях изменить не может (как ранее в игре, манипулируя предметами). Предметом же изменений становится сам ребёнок, сам субъект деятельности. Впервые субъект сам для себя выступает как самоизменяющийся. Учебная деятельность есть такая деятельность, которая поворачивает ребёнка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «чем я был» и «чем я стал». (Обухова, с.261-264). Процесс собственного изменения, рефлексия на себя выделяется для самого субъекта как новый предмет. Поэтому всякая учебная деятельность начинается с того, что ребёнок оценивается. Отметка и есть форма оценки изменений, происходящих в ребёнке.

Осуществление учебной деятельности возможно в том случае, если ребёнок приучается управлять своими психическими процессами и поведением в целом. Это даёт возможность подчинять свои непосредственные «хочу» требованиям учителя и правилам школьной дисциплины, «надо», а также способствует формированию произвольности как особого, нового качества психических процессов. Она проявляется в умении сознательно ставить цели действия и преднамеренно искать и находить средства их достижения, преодоления трудностей и препятствий.

Необходимость контроля и самоконтроля, требования словесных оценок и отчётов формируют у младших школьников способность к планированию и выполнению действий про себя, во внутреннем плане. Необходимость различать образцы рассуждения и самостоятельные попытки их строить предполагает у младшего школьника формирование умения как бы со стороны рассматривать и оценивать собственные мысли и действия. Это умение лежит в основе рефлексии, как важного качества, позволяющего разумно и объективно анализировать свои суждения и поступки с точки зрения их соответствия замыслу и условиям деятельности. (Сапогова Е.Е.).

Структура учебной деятельности:

1. Учебная задача – это то, что ученик должен освоить.

2. Учебные действия – это изменения учебного материала, необходимые для его усвоения учеником, это то, что ученик должен сделать, чтобы обнаружить свойства того предмета, который он изучает.

3. Действия контроля – это указание на то, правильно ли ученик осуществляет действие, соответствующее образцу.

4. Действие оценки – определение того, достиг ли ученик результата или нет.

Кроме учебной деятельности как ведущей, значительное место в развитии младшего школьника занимают игра, труд. (Обухова, с. 269-270).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: