I. Общая характеристика
Российский рынок быстрого относительно молод, он появился только в середине 90-х, однако сейчас заведения типа фаст-фуд завоевывают всё большую популярность. Это можно объяснить рядом преимуществ, таких как:
- низкая цена
- удобное место расположения (широкие сети покрытия)
- быстрота обслуживания и приёма пищи
- меню
Критерии выбора точки питания:
Согласно опросам основным критерием выбора заведения быстрого питания является вкус и качество предлагаемых блюд. Однако большое значение также играет и удобное месторасположение, заведения, так как решение о посещении подобных мест происходит, как правило, спонтанно.
В Петербурге работают более 15 сетей ресторанов быстрого питания. Среди них как иностранные — McDonald's, KFC, Pizza Hut, Subway, так и отечественные — «Теремок», «Чайная ложка», «Блин Дональт'с», «Нямбург». В России наибольшая доля рынка у компании McDonald's, второе место занимает Ростикс KFC, а третье – «Теремок».
Наиболее популярные среди Петербуржцев в 2009 году были следующие заведения фаст-фуда:
|
|
В Петербурге чайные и блинные имеют большую популярность, чем, например, в Москве.
II. PEST-анализ
Политические факторы: отсутствуют | Экономические факторы:
|
Социальные факторы:
| Технологические факторы:
|
III. Анализ пяти сил конкуренции Портера
Поставщики: обладают невысокой силой.
Достаточное количество поставщиков, что стабилизирует и снижает цены на продукты и оборудование.
Покупатели: обладают достаточной силой.
В силу наличия достаточного количества конкурентов на рынке, при изменении меню, цены или каких-либо еще качественных характеристик, потребитель зачастую реагирует незамедлительно и переключает свое внимание на другую компанию.
Товары-заменители: присутствуют.
В первую очередь домашняя еда. Также это еда в ресторанах (иной ценовой сегмент) и еда в магазинах.
Потенциальные конкуренты: угроза невелика.
В силу изменения общего стиля жизни, сейчас люди предпочитают есть дешевле и быстрее.
|
|
Конкуренты: довольно высокая угроза
Входные барьеры высоки, но достаточно сильные конкуренты. Сетевые компании и распространенная практика франшиз. Заведения компаний находятся во всех районах города.
- Рынок быстрого питания – рынок покупателя: избыточное предложение на рынке.
- Необходим поддерживающий маркетинг.
- Рыночная структура: олигополия.
IV. Сегментация