Административное право — самостоятельная отрасль российского права, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления (исполнительной власти).
Предметом административного права являются административные правоотношения. Административное правоотношение — это общественное отношение, возникающее в связи с реализацией субъектами административного права своих прав и обязанностей в сфере исполнительной власти, одной из сторон которых всегда выступает орган исполнительной власти или его должностное лицо.
Исполнительная власть — это одна из трех ветвей государственной власти, на которую в соответствии с Конституцией РФ возложены управленческие, распорядительные, организационные и контрольно-надзорные функции.
Существует неопределенный круг субъектов административных правоотношений. Ими могут быть любые субъекты, обладающие правом и дееспособностью и на которых административное право возлагает определенные права и обязанности.
|
|
Объектом административного правоотношения является деятельность субъектов административного права по реализации прав и обязанностей в сфере государственного управления.
Основанием возникновения, изменения и прекращения административного правоотношения является юридический факт, т. е. правомерное или неправомерное действие, определенное событие.
Административное право тесно связано с конституционным правом, гражданским правом, трудовым правом, финансовым правом, уголовным правом.
В качестве субъектов АП можно рассматривать Российское государство, субъекты федерации, государственные и негосударственные организации. Административная дееспособность приходится на долю представляющих их органов исполнительной власти или управления в отличие от граждан, которые сочетают в себе эти юридические качества.
Субъекты административного права могут быть индивидуальными и коллективными.
К индивидуальным субъектам относятся граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Также специфическими индивидуальными субъектами являются государственные служащие. Особенностью их является то, что они фактически являются официальными представителями того или иного органа исполнительной власти. В этом и состоит их отличие от иных индивидуальных субъектов административного права.
К коллективным субъектам относятся различного рода объединения граждан. В их числе государственные и негосударственные организации.
Государственные организации как субъекты административного права:
· органы исполнительной власти (государственного управления);
|
|
· государственные предприятия, учреждения и их различного рода объединения (корпорации, концерны и т.п.);
· структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией.
Негосударственные организации как субъекты административного права:
· общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т.п.);
· трудовые коллективы;
· органы местного самоуправления;
· коммерческие структуры;
· частные предприятия и учреждения.
Лица и организации, которые являются субъектами административного права, могут быть, при соблюдении определенных условий, субъектами административно-правовых отношений.
Субъект административно-правовых отношений – это предприятие или организация, которые в соответствии с действующим законодательством являются участниками управленческих отношений, регулируемых нормами административного права, наделенные определенными правами и обязанностями в сфере государственного управления и способные их осуществить.