1. Типология и классификация правовых систем. Правовая система охватывает правовые явления общества. Правовая система - это правовой комплекс, который наряду с системой права включает в себя правовое сознание, правовую культуру, правовую науку, юридическую практику, процессы правотворчества и правореализации. Правовая система общества, напротив, отражает ее автономность как самостоятельного социального образования. Однородные правовые системы объединяются в более крупные образования - правовые семьи. К. Цвайгерта и X. Кётца критерием разграничения правовых семей считают такое понятие, как «правовой стиль» (стиль), содержание которого составляют пять факторов: 1) историческое происхождение и развитие правовой системы; 2) господствующая доктрина юридической мысли и ее специфика; 3) выделяющиеся своим своеобразием правовые институты; 4) правовые источники и методы их толкования; 5) идеологические факторы. На основании вышеизложенного можно выделять: романскую, германскую, англо-американскую, северную, социалистическую, дальневосточную правовые семьи, а также исламское право и индусское право. Р. Давида, согласно которой в основе классификации два критерия: идеологический (фактор религии, философии, экономической и социальной структуры) и критерий юридической техники. При этом оба критерия должны быть использованы в совокупности. На основании этого выделена трихотомия (романо-германская, англосаксонская и социалистическая семьи).
|
|
2. Понятие правовой семьи. Правовая семья – специфическая категория сравнительного правоведения, которая служит для обозначения группы правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, позволяющие говорить об относительном единстве этих систем. Понятие «правовая семья» отражает те особенности правовых систем, которые являются результатом сходства их конкретно-исторического развития: структуры, источников, ведущих институтов и отраслей, правовой культуры, традиций и т.д.
Под правовой семьей понимается более или менее широкая совокупность национальных правовых систем, объединенных общностью исторического формирования, структуры, источников, ведущих отраслей и правовых институтов, правоприменения, понятийно-категориального аппарата юридической науки.
3. Правовая культура - совокупность всех ценностей, созданных человеком в правовой сфере, а также знание и понимание этих ценностей и действие в соответствии с ними. Правовая культура включает в себя не только психологические и идеологические элементы правосознания, но и юридически значимое поведение. Таким образом, правовая культура состоит из следующих элементов: идеологический элемент (правовая идеология); психологический элемент (правовая психология); поведенческий элемент (юридически значимое поведение). Правовая культура отражает качественное состояние правовой жизни общества и передает соответствующие правовые ценности от поколения к поколению.
|
|
4. Правовая идеология. Правовая идеология отражает преимущественно результаты абстрактного мышления. Она включает в себя концептуально оформленные идеи и понятия о необходимости и роли права, о его обеспечении, совершенствовании, методах и формах проведения в жизнь. Ведущими в правовой идеологии являются идеи: неотъемлемых прав и свобод человека; закона как акта высшей юридической силы; законности; охраны права государством и связанность самого государства правом. На протяжении долгого времени правовая идеология развивалась в качестве сугубо классового феномена. Соответствующие идеи и понятия отражали интересы и потребности определенных классов и властвующих элит. Содержащиеся в Правовой идеологии идеи и принципы являются одной из внешних форм (способов) социального контроля за деятельностью людей.
5. Правовая доктрина - это система идей о праве, выражающих определённые социальные интересы и определяющих содержание и функционирование правовой системы и непосредственно воздействующих на волю и сознание субъектов права, признаваемых в качестве обязательных официально государством путём ссылки па труды авторитетных знатоков права в нормативно-правовых актах или юридической практикой в силу их
авторитета и общепринятости. Правовая доктрина выступает объективированным источником права во всех правовых системах мира по следующим причинам: формальная определённость правовой доктрины достигается с помощью письменной формы выражения произведений юристов и известности неписаной доктрины среди профессиональных юристов и субъектов права; уважения к учёным-юристам в обществе, а также общепринятости и общепризнанности работ правоведов в юридическом корпусе и обществе. Реализация правовой доктрины обеспечивается государственным санкционированием в нормативно-правовых актах или судебной практике. Правовая доктрина выступает первичным источником права и преобладает по юридической силе по отношению к другим источникам права. Формирование правовой доктрины носит интеллектуально-волевой, целенаправленный характер в течение длительного времени в результате приобретения научными исследованиями качеств общепринятости в обществе и профессиональной среде юристов и применении её при регулировании общественных отношений.