Наряду с органами государственной власти, относящимися к одной из трех ветвей власти,
Конституция Российской Федерации предусматривает создание и функционирование еще
нескольких конституционных органов государственной власти с особым статусом. К ним
относятся:
Счетная палата Российской Федерации (ч. 5 ст. 101, п. "и" ч. 1 ст. 102, п. "г" ч. 1 ст.
103);
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (п. "д" ч. 1 ст. 103);
Центральный банк Российской Федерации (п. "в" ч. 1 ст. 103);
Прокуратура Российской Федерации (п. "з" ч. 1 ст. 102, ст. 129);
Центризбирком Российской Федерации.
Особый статус этих органов государственной власти определяется не только тем, что
они не относятся ни к одной из трех ветвей власти и имеют обособленные важные властные
полномочия. Следует подчеркнуть, что их руководители наряду с немногими другими
(Председатель Правительства России, состав Конституционного Суда России, председатели
Верховного и Высшего арбитражного судов России) на свои должности назначаются
|
|
Федеральным Собранием Российской Федерации с обязательным соблюдением
определенной процедуры (по представлению кандидатур Президентом России).
Применительно к Российской Федерации следует отметить еще одну особенность в
характере их полномочий в законодательной сфере. В отличие от полномочий
"классических" органов государственной власти, входящих в состав трех ветвей власти, они
не обладают правом законодательной инициативы (ч. 1 ст. 104 Конституции России).
Подобные органы государственной власти имеются и в других странах.
Организация государственной власти на уровне федеральных
Округов