F80.81 Задержки речевого развития, обусловленные социальной депривацией
Характеристика состояния
Клиническая картина проявляется бедностью словарного запаса, ограниченного рамками обиходно-бытовой лексики, использованием в речи преимущественно простых, неразвернутых фраз. Наблюдаются фрагментарность, разорванность семантической структуры и линейной последовательности высказываний, потеря нити изложения.
Нередко имеют место нарушения звукопроизношения и аграмматизмы в речи. Эти нарушения речи, как правило, сочетаются с недостаточной сформированностью высших психических функций. Интеллектуальный потенциал детей соответствует возрасту. Степень тяжести может быть от легкой до значительной.
Условия лечения
Комплексные медико-педагогические мероприятия проводятся в амбулаторно-поликлинических условиях и детских специализированных учреждениях. Предполагается совместная работа специалистов разного профиля: логопеда, психолога, психотерапевта, психиатра и др. Решающее значение в развитии и формировании речевой и других высших психических функций у данного контингента детей имеет создание благоприятного социально-психологического климата в окружении ребенка. Не менее важное значение имеют организация общеоздоравливающих мероприятий и проведение коррекционного обучения на фоне активизации интеллектуальной и творческой деятельности.
Перечень необходимых обследований
Консультация специалистов (обязательные):
- логопед;
- психиатр;
- невролог;
- психотерапевт;
- психолог.
Консультации специалистов (дополнительные):
- педиатр;
- нейропсихолог.
Диагностическое обследование (дополнительно):
- ЭЭГ,
- Эхо-ЭГ.
Принципы терапии
Медикаментозная терапия включает:
- ноотропные препараты;
- седативные препараты;
- нейролептики;
- антидепрессанты;
- витамины.
Дополнительные лечебные мероприятия:
- физиотерапия;
- ЛФК;
- массаж.
Комплексные медико-педагогические мероприятия:
1. Проведение курса логопедических занятий целесообразно преимущественно в групповой форме. Занятия направлены на развитие речи ребенка (в том числе коррекцию произношения, грамматическое оформление речевых конструкций и обучение связному высказыванию), расширение словарного запаса, формирование представлений и образно-логического мышления.
Логопедические занятия проводятся по той же схеме, что и курсы для детей с ОНР (моторной алалией):
ОНР II уровня - 45 - 90 занятий;
ОНР III уровня - 45 - 90 занятий.
Детям с задержками развития речи, обусловленными социальной депривацией и педагогической запущенностью, рекомендовано от 45 до 180 занятий, преимущественно в групповой форме.
2. Логоритмика 20 - 45 занятий на курс.
3. Занятия с психологом 20 - 45 занятий на курс.
4. Осмотр психиатра (3 - 5 раз за курс, по показаниям - чаще) с медикаментозным лечением.
5. Психотерапевтическое воздействие в форме индивидуальной и групповой психотерапии.
Выбор профиля учебного учреждения.
Длительность лечения
Продолжительность курса коррекционных мероприятий зависит от уровня обучаемости ребенка, возможности активизации речевой деятельности от степени улучшения общего соматического статуса и изменения социально-бытовых условий и определяется максимальным достижением результатов.
Ожидаемые результаты лечения
Развитие речевой, других высших психических функций и интеллектуальных возможностей до возрастного уровня, расширение словарного запаса и способностей к связному и последовательному высказыванию, укрепление соматического и психологического статуса.