Социально-политическое и экономическое развитие СССР в 1960 – начале 80-х гг

Суть ее можно свести условно к трем важнейшим направлениям:

Первое - перемены в структуре управления народным хозяйством.

Второе - коррекция системы планирования. Поскольку прежняя плановая система была сориентирована на достижение роста объемов производства предприятиями на базе валовой продукции, то предполагалось нацелить планы на реализованную продукцию.

Третье направление - совершенствование экономического стимулирования. Оно включало в себя улучшение системы ценообразования в пользу низкорентабельных производств.

В первой половине 1964 г. началась подготовка народнохозяйственного плана на новую семилетку, в которую предполагалось хотя бы на немного превзойти в 1972 г. задания на 1970г. Так, в соответствии с директивами XXIII съезда КПСС в области промышленности намечалось сделать важные шаги по пути интенсификации, повышения эффективности производства, технического уровня, чтобы обеспечить все отрасли народного хозяйства современной техникой и технологией, а население - товарами и услугами. Робкой попыткой улучшить дела в экономике была реформа 1979 г. Декларировалось стремление покончить с “валом” введением такого показателя, как нормативно-чистая продукция. Предусматривалось усиление хозрасчетных отношений и одновременно - их антипода - адресного директивного планирования. Все это шло в русле модернизации алминистративно-командной системы и как от всякого паллиатива здесь нельзя было ожидать серьезных позитивных результатов. Нараставшие в социальной и экономической сферах трудности усиливали формирование крайних позиций и радикальных оттенков в общественном мнении. Все большей поддержкой пользовались сторонники чрезвычайных мер, предполагавшие искать выход из трудностей радикальным путем. Но ведущим было стремление к предотвращению сползания к кризису, к стабильности, достижение которой виделось, однако, не на путях постепенного обновления основ политической и экономической жизни, а через решительное вмешательство “сверху” в ход общественных процессов. Определяющим стало настроение в пользу “сильной руки”, способной, как казалось многим, оградить народ от всевластия бюрократии и нарастания социальной несправедливости. В таких смутных ожиданиях перемен наступила осень 1982 года.

43. Внешняя политика СССР в 1940 – 80-е гг.

Середина 40х-середина 50х.

1945г.-создание ООН.

Международная обстановка в послевоенный период определялась началом холодной войны. В марте 1946 г. У. Черчилль призвал к объединению стран Запада, прежде всего в военной области, против «коммунистической угрозы», исходившей от СССР и подконтрольных ему коммунистических партий Европы.

Послевоенное развитие мира объективно усиливало СССР. Восточноевропейские страны находились под его прочным контролем. Для усиления экономического взаимодействия в 1949 г. был создан Совет Экономической Взаимопомощи. Победа в 1949 г. революции в Китае усилила позиции СССР в Азии и на Дальнем Востоке.

1949г. создание НАТО, включавшего ведущие западные державы. Его деятельность была направлена против СССР и его союзников.

Характер внешней политики СССР существенно меняется после смерти Сталина. Хрущев восстановил испорченные в период правления Сталина отношения с Югославией. Страны произвели обмен послами, а в 1954 г. Хрущев в составе представительной делегации посетил Югославию.

Важным этапом интеграции стран Восточной Европы стало создание в 1955 г. военного блока — Организации Варшавского Договора (ОВД), включавшего все социалистические страны Европы, кроме Югославии.

Укреплялись взаимоотношения с Индией, другими странами третьего мира. В середине 1950-х гг. были предприняты попытки нормализовать отношения с западными державами. В июле 1955 г. в Женеве состоялась встреча руководителей СССР, США, Англии и Франции.

50е-60е.

борьба за расширение мирового соцлагеря, заигрывание со странами третьего мира, огромные вливания денег в страны находящиеся в конфронтации с сша. военная поддержка просоветских режимов.

60е-80е.(Эпоха застоя)

1968г.-операция «Дунай»(ввод войск Варшавского договора (кроме Румынии) в Чехословакию, начавшийся 21 августа 1968 года и положивший конец реформам Пражской весны. Наиболее крупный контингент войск был выделен от СССР. Итог: Конец Пражской весны, подавление антисоветского восстания.)

1972 и 1979г. - Переговоры между СССР и США с целью ограничить ядерные запасы начались в 1969 году в Хельсинки. Договоры, подписанные лидерами стран по итогам переговоров именуются ОСВ-1 и ОСВ-2. На основе этих договоров были позже подписаны договоры СНВ (о сокращении наступательных вооружений).

1970г.- Сделка века «газ-трубы» (долгосрочное соглашение 1970 года между Советским Союзом и Федеративной Республикой Германии о поставке в СССР труб большого диаметра и другого оборудования для строительства газопровода в Западную Европу с платой за поставленные трубы и оборудование газом с месторождений Западной Сибири.)

1980г. – Бойкот Московской Олимпиады (Идея олимпийского бойкота в знак протеста против ввода советских войск в Афганистан в декабре 1979 года родилась на встрече НАТО 1 января 1980 года.)

Билет

Цели перестройки

Основой экономических программ стала стратегия ускорения, то есть использование всех резервов для повышения производительности труда. Предполагалось сконцентрировать ресурсы для проведения модернизации производства, значительно расширить выпуск машин и оборудования. Однако о создании новых экономических стимулов для улучшения работы предприятий речь не шла. Поставленные цели планировалось достичь, ужесточая трудовую дисциплину, повышая ответственность руководителей предприятий за хозяйственные нарушения.

Итоги перестройки

За годы «перестройки» было сделано удивительно мало для реального реформирования хозяйственного механизма. Принятые союзным руководством законы расширяли права предприятий, разрешали мелкое частное и кооперативное предпринимательство. Паралич центральной власти и, как следствие, ослабление государственного контроля за народным хозяйством, прогрессировавший распад производственных связей между предприятиями разных союзных республик, возросшее самовластье директоров, недальновидная политика искусственного роста доходов населения, как и другие популистские меры в экономике - все это привело к нарастанию в течение 1990 - 1991 гг. экономического кризиса в стране. Предстояло продолжить процесс формирования свободного демократического общества, успешно начатый «перестройкой». В стране уже была реальная свобода слова, выросшая из политики «гласности», складывалась многопартийная система, проводились выборы на альтернативной (из нескольких кандидатов) основе, появилась формально независимая пресса. Советская форма организации государственной власти не обеспечивала общепризнанного разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Требовалось реформировать государственно-политическую систему страны, что оказалось вполне по силам новому российскому руководству.

Последствия перестройки:

К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катастрофическом положении. Ускорялось падение производства. Дефицит государственного бюджета, т. е. превышение государственных расходов над доходами. Нарастание денежной массы в стране грозило потерей контроля государства над финансовой системой и гиперинфляцией, т. е. инфляцией свыше 50% в месяц, которая могла парализовать всю экономику.

Ускоренный рост зарплат и пособий, начавшийся с 1989 г., увеличил неудовлетворенный спрос, к концу года большинство товаров исчезло из государственной торговли, но зато втридорога продавалось в коммерческих магазинах и на «чёрном рынке». За период с 1985 по 1991 г. розничные цены выросли почти в три раза, государственный контроль за ценами не мог остановить инфляцию. Неожиданные перебои в снабжении населения различными потребительскими товарами вызывали «кризисы» (табачный, сахарный, водочный). Вводилось нормированное распределение многих продуктов (по талонам). Суммарный внешний долг Советского Союза к концу 1991 г. составлял более 100 млрд. долларов, с учетом взаимных долгов чистая задолженность СССР оценивалась около 60 млрд. долларов. До 1989 г. на обслуживание внешнего долга (погашение процентов и др.) уходило 25-30% от суммы советского экспорта, но затем с резким падением экспорта нефти Советскому Союзу для приобретения недостающей валюты пришлось продавать золотой запас. К концу 1991 г. СССР уже не мог выполнить свои международные обязательства по обслуживанию внешнего долга. Экономическая реформа становилась неизбежной и жизненно необходимой.

Основной стратегией, стала стратегия "Ускорения". Предполагалось ускорять развитие средств производства, научно-технический прогресс, социальную сферу и даже деятельность партийных органов. Гласность означала выявление всех недостатков, препятствующих ускорению, критику и самокритику исполнителей “сверху донизу”. А перестройка предполагала внесение структурных и организационных изменений в хозяйственные, социальные, политические механизмы, а также в идеологию с целью достижения ускорения общественного развития.

Основные направления: Курс на демократизацию, выражалось в критике Сталинизма, критике Ленинизма, и критике командно-административной системы в целом


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: