Внешняя политика России во второй половине XIX века. Основные территориальные приобретения второй половины XIX в

Основные территориальные приобретения второй половины XIX в. Россия сделала на Северном Кавказе, в Средней Азии и на Дальнем Востоке. Замирение Северного Кавказа стало главным результатом длившейся почти полвека Кавказской войны (1817—1864).
Продвижение в Среднюю Азию стало возможным после присоединения к России всего Казахстана (50-е гг. XIX в.). К середине 70-х гг. во вновь созданное Туркестанское генерал-губернаторство с центром в Ташкенте вошли территории Кокандского ханства. Хивинский хан уступил России земли по правому берегу Амударьи и, как и бухарский эмир, признал протекторат России. В начале 80-х гг. завершилось подчинение туркменских племен, вошедших в состав Закаспийской области. К 90-м гг. удалось договориться с Англией, обеспокоенной успехами России, о четком разграничении сфер влияния и территорий в Средней Азии. В частности, за Россией оставался Памир, а Хива и Бухара находились от нее в зависимости.
На Дальнем Востоке Россия получила от Китая Амурскую область (договор 1858 г.) и Уссурийский край (договор 1860г.). Было заключено два договора с Японией — в 1855 и 1875 гг. Согласно договору 1875 г. Россия получала остров Сахалин, а Япония — острова Курильской гряды. Освоение Дальнего Востока Россией происходило довольно медленно. Экономические и стратегические выгоды от обладания огромным краем, имевшим непосредственный выход к Тихомуокеану, власти начали осознавать лишь к концу 80-х — 90-м гг. Строительство Транссибирской железнодорожной магистрали свидетельствовало о намерениях России укрепиться на Дальнем Востоке всерьез и навсегда.
России во второй половине XIX в. приходилось решать сложные национальные проблемы, преодолевать острые противоречия между центром и окраинами, народами, ее населявшими. Но в целом страна жила в условиях межнационального мира.

29. Контрреформы 80-90-х годов XIX в.в России.
Как уже отмечалось, по объективным причинам контрреформы были следствием реформ. Под контрреформами обычно понимают действия правительства, направленные на искажение, ограничение или отмену начатых преобразований. В связи с развитием народнического движения правительство нуждалось в усилении репрессивного аппарата. Поэтому ранее всего пересмотру подверглись положения судебной реформы. В 1871 г. право расследования политических преступлений было передано чинам корпуса жандармов. Правительству необходимо было, чтобы подсудимым по политическим преступлениям выносился обвинительный приговор и в ходе судебного разбирательства. С этой целью законом 7 июня 1872 г. большая часть политических преступлений передавалась в ведение Особого присутствия Правительствующего Сената с сословными представителями. Но суд Особого присутствия слишком дорого обходился казне. Выход был найден: законом 19 мая 1878 г. оформляется система судебных органов для рассмотрения государственных преступлений. Несколько раньше преступления против порядка управления были изъяты из компетенции суда присяжных и, по существу, приравнены к государственным преступлениям. А начатый народниками в 1878 г. индивидуальный террор привел к тому, что ряд дел был передан в компетенцию военных судов. Убийство народовольцами 1 марта 1881 г. императора Александра II лишь ускорило переход правительства к реакционному курсу. Институт земских участковых начальников был введен законом 12 июля 1889 г. Земский начальник осуществлял контроль за деятельностью крестьянского самоуправления и являлся первой судебной инстанцией для податных сословий. Закон 12 июня 1890 г. значительно уменьшил число земских гласных. Вместе с сокращением количественного состава в земских учреждениях увеличивается представительство от дворян. В 1892 г. проводятся и преобразования городского самоуправления. Сокращается число гласных городских дум. Налоговый ценз заменяется имущественным. Административной властью осуществлялся контроль не только за законностью принимаемых думами решений, но и за их "целесообразностью". Очевидно, что земская и городская контрреформы были направлены на то, чтобы создать послушные правительству органы самоуправления. Великие реформы 60-70-х гг. XIX в. привели к глубоким изменениями экономических, социальных и политических отношений в стране. Необходимость реформ ощущалась уже в конце XVIII в. Однако проведение преобразований на полвека задержали факторы объективного и субъективного порядка.

30. Смысл и народничество в истории России В20В

В 1861 г. было создано тайное революционное общество разночинцев “ Земля и воля ”,объединявшее различные кружки. Главным средством воздействия на крестьян “Земля и воля” считала пропаганду.

Падение крепостного права и обострение классовой борьбы в пореформенный период способствовало подъему революционного движения, которое выдвинуло на первый план революционных народников. Народники отрицали прогрессивность капиталистического развития страны, считая его упадком, регрессом, насаженным сверху правительством явлением. Народники не понимали роли пролетариата, считали его частью крестьянства. Отрицательно относились к политической борьбе, не связывали борьбу за конституцию.
Они недооценивали силу самодержавия, не видели связей государства с интересами классов и делали вывод о том, что социальная революция в России — дело чрезвычайно легкое.

Идейными вождями революционного народничества 70-х гг. были М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев. Их имена олицетворяли три основных направления в движении народников: бунтарское (анархическое), пропагандистское, заговорщическое.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: