Советское государство и право РСФСР в годы НЭПа

Переход Советского государства к новой экономической политике, ее сущность Совершенствование государственного аппарата и законодательства в период перехода к НЭПу.
После окончания гр. войны крестьянское хоз-во, разоренное войнами и неурожаем, к весне 1921 г. находилось в тяжелом положении. Крестьяне, недовольные политикой «военного коммунизма», организовывали выступления против Советской власти. В тяжелом положении находилась и пром-ть, не работали многие фабрики и заводы.
В теч. 1918-1920гг. неоднократно выдвигались предложения о замене продразверстки натуральным налогом и о переходе от коллективного продуктообмена с крестьянством к индивидуальному продуктообмену.
В марте 1921 г. X съезд Коммунистической партии принял решение о переходе от продразверстки к продналогу и о переходе к новой экономической политике (нэпу).

Период нэпа можно разделить на несколько этапов:
1 этап (1921-1925 гг.) - восст-ние народного хоз-ва, разоренного войной;
2 этап (1926—1929 гг.) — индустриализация, цель кот-й была в превращении СССР из аграрной страны в индустриальную;
3 этап (1930—1936 гг.) — массовая коллективизация, ликвидация капиталистич-х элементов, построение основ социалистич-ой эк-ки.
21 марта ВЦИК принял декрет «О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом». Декретом устанавливался размер налога, который оказался почти в 2 раза меньше продразверстки.

После уплаты налога крестьянин мог свободно распоряжаться урожаем. К 1925 г. посевная площадь достигла довоенного уровня.
Нэп, начавшись в обл. сельского хоз-ва, затронул и др. сферы: пром-ть, финансы, трудовые отношения. Проведение нэпа привело к улучшению положения в пром-ти.
Переход к новой эк-кой политике означал отказ от методов «военного коммунизма». Стали воссоздаваться многие институты дореволюционной экономики; рынок, частное предпринимательство, хозяйственные договоры, налоговая система и т. п.

Рыночная деят-ть госпредприятий требовала наделения их правами юр. лица. Хар-ными чертами юр. лица были: самостоят-сть в обороте, единство, бессрочность, производность и инструментальность его органов.
В экономике вводились плановые начала. На IX Всероссийском съезде Советов был утвержден Гос-ный план электрификации России (ГОЭЛРО). Была создана Госу-ная плановая комиссия, на которую возлагались работы по планированию народного хозяйства.
С введением нэпа натуральное распределение продуктов и товаров среди населения заменилось торговым обменом.

Актуальной стала проблема организации денежной экономики. Народному хозяйству требовалась стабильная твердая валюта.
Вопросы денежной реформы начали обсуждаться осенью 1921 г. На IX съезде Советов, прошедшем в декабре 1921 г., было поддержано предложение Наркомфина о переходе к золотой валюте и ограничении выпуска бумажных денег. С 1922 г. предполагалось начать выпуск новой валюты.
В июле 1922 г. СНК поручил Госбанку выпуск новых банкнот — червонцев. Червонцы были обеспечены золотом, краткосрочными облигациями и ценными бумагами

38/

Государственный строй СССР по Конституции 1924 г.
099. Государственный строй СССР по Конституции 1924 г. По Конституции в исключительное ведение Союза входили внешние сношения и торговля, решение вопросов о войне и мире, организация и руководство вооруженными силами, разработка основ законодательства. Утверждение и изменение основных начал Конституции находились в исключительной компетенции Съезда Советов СССР. Высшим органов власти был Съезд Советов СССР, избиравшийся от городских Советов и от губернских съездов Советов. В период между съездами высшим органом власти был Центральный исполнительный Комитет СССР. ЦИК состоял из Союзного Совета, который избирался съездом из представителей республик пропорционально их населению, и Совета Национальностей, состоявшего из представителей союзных и автономных республик и автономных областей. ЦИК работал в сессионном порядке. В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным и исполнительным органом был Президиум ЦИК СССР, избиравшийся на совместном заседании палат. Президиум ЦИК мог приостанавливать действие постановлений съездов Советов союзных республик и отменять постановления СНК СССР, Наркоматов СССР. ЦИК СССР формировал высший исполнительный и распорядительный орган – Совет Народных Комиссаров, в который входили председатель СНК, его заместители и 10 наркомов. Общесоюзные наркоматы действовали на территории союзных республик через уполномоченных, объединенные – через одноименные наркоматы союзных республик. Ряд наркоматов были республиканские: юстиции, внутренних дел, просвещения, социального обеспечения. Каждая республика, входящая в состав СССР имела свой СНК. Конституция предусматривала создание Верховного суда при ЦИК СССР, на который возлагались и функции Конституционного суда. Право вносить изменения в Конституцию было предоставлено Всесоюзному съезду Советов, право менять «неосновные начала» Конституции имели ВЦИК и его Президиум. Изменение статуса союзных республик в процессе образования СССР выразилось в том, что они становились частью федеративного союза и попадали в подчинение его органов власти и управления. Положения Конституции давали центру значительные полномочия для контролирования периферии и были направлены на создание новой полит. Культуры.

48/

овременный этап истории государства и права России начинается с момента принятия на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. Конституции РФ.

Конституция РФ – Основной закон РФ, который обладает высшей юридической силой на всей территории РФ и прямым действием.

Структура Конституции РФ: краткая преамбула; первый раздел, который в свою очередь разбит на 9 глав; второй раздел.

Основные принципы Конституции РФ:

1) верховенство Конституции;

2) прямое действие конституционных норм.

Проект Конституции готовился специальной конституционной комиссией по поручению М. С. Горбачева (президента СССР), высказанном на I Съезде народных депутатов РСФСР летом 1990 г. В состав этой комиссии входил (и ее возглавлял) будущий первый президент РФ Б. Н. Ельцин.

Общая концепция Конституции, подготовленная этой комиссией, была принята на первом же обсуждении проекта Конституции на Съезде народных депутатов, однако проект все же не был утвержден. Это затрудняло подготовку и проведение в жизнь новой Конституции.

Возникла необходимость более решительных мер со стороны сторонников перехода к новой демократической форме власти в России. В августе 1991 г. произошел переворот в системе власти России, в результате которого глава конституционной комиссии стал главой государства.

В начале 1993 г. было созвано Конституционное совещание, которое и подготовило несколько проектов Конституции, один из которых был подготовлен с участием самого Б. Н. Ельцина. На обсуждении проектов Конституции большинство голосов получил (а позднее был выдвинут на референдум) так называемый «президентский проект» Конституции.

Основные положения Конституции РФ:

1) Россия стала на путь формирования правового государства;

2) человек, его права и свободы провозглашены высшей ценностью в РФ;

3) Конституция РФ и федеральное законодательство обладает в РФ высшей юридической силой;

4) государственное устройство РФ строится на принципе федерализма и права малочисленных народов России на самоопределение;

5) суверенитет и территориальная целостность России;

6) единая система государственных органов власти;

7) в РФ действует принцип разделения властей.

Характерные особенности государства и права России после 1993 г.:

1) высшие органы власти в РФ: Президент РФ (глава государства), Федеральное Собрание (двухпалатный парламент РФ), Правительство РФ (высший орган исполнительной власти в РФ);

2) наблюдается общая гуманизация уголовного и уголовно-исполнительного права России (введен мораторий на применение смертной казни);

3) в гражданских правоотношениях все большее значение приобретает частная собственность (ее охрана в РФ осуществляется в том же объеме, что и охрана государственной собственности);

4) появилась частная собственность на землю (это было недопустимо в период СССР);

5) ужесточение санкций уголовного законодательства за преступления против общественной безопасности и в первую очередь за организацию и исполнение террористических актов (это актуальная проблема современности);

6) иные особенности, характерные для демократического общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: