Объект и предмет историографии как науки

Предмет, задачи и методы историографии истории России.

· Шапиро Русская историография

· Сахаров, Зевелев, Ковальченко, Барг

· Интернет-журнал gefter.ru

Понятие «историография»

Историография – (писание истории – греч.) Изначально понятие историографами называли историков. По мнению А.С. Лаппо-Данилевского, понятие Историограф появилось во Франции – художники в жанре исторической миниатюры. В 17-18 веке историографами начали называть писателей истории, тех, кто занимался составлением текстов официальной истории. В 18 веке приходит в Россию в последнем значении. Появляется должность придворного (государственного) историографа, который должен написать официальную историю России. Имели свободный доступ к архивам. Первым был Г.Ф. Миллер в 1748 году. В 1767 году был М.М. Щербатов. 1803 – Карамзин. После этого должность позабыли, звание пытались получить Соловьев и Погодин, безуспешно. Т.о. в 18-19 веке под историографией подразумевался сам процесс создания исторических сочинений. Но к начал 20 века, когда создана была база для рефлексии, появляется новое значение – Историография – история исторической науки. К началу 20 века историография – самостоятельная историческая дисциплина. С этого времени это понятие стало ведущим (рефлексия, осмысление). Отсюда и современные. И.Д. Ковальченко: 1. Историография как совокупность научных трудов, по какой либо проблеме или периоду исторического развития; 2. Историография как совокупность исторических трудов, которые создавались на том или ином этапе развития исторического знания и исторической науки; 3. Историография – отдельная отрасль исторической науки, изучающая развитие знаний о прошлом; 4. Историография как совокупность исторических трудов появлявшихся в определенной стране (Американская, отечественная и зарубежная) – внешний критерий.

· Хархордин Основные понятия российской политики.

Историография – национальная традиция историоописания, конструирование собственной истории.

Объект и предмет историографии как науки

Определение объекта и предмета было делом долгим. Проводились долгие дискуссии, ведутся до сегодняшнего дня.

Объект – сфера жизни человеческого общества, истории, культуры.

Предмет – материал этой сферы, вовлеченный в процесс научного осмысления.

Объект историографии – еще в 18 веке В.Н. Татищев выделил отрасль исторического знания историю наук и ученых: то, как писали о прошлом, в каком виде существовали знания о прошлом, кто и как эти знания производил и передавал. История исторического знания. Исходя из рационалистской теории знания. Наука=знание, остальное ненаучные знания. Все производители научного знания – ученые. Представление об объекте историографии меняется с изменением представлений о природе знаний – признают право на существование обыденного знания, а не только научного; появляются идеалистические теории – интуиция, знание – как понимание, разные смыслы и ценности. Знание – сложный многомерный феномен! В соответствии с этим… в 18 – первой половине 19 века – знания – научные труды (не включались мемуары, дневники, мифологию…). Не механическая историческая наука, а историческая мысль. Изучать не только историческую науку и историческую мысль, высказывания через художественные тексты (картины,…) -> изучать также визуальные источники. Историческая культура – культура истории. Обобщил Г.Рюзен культура истории – совокупность действий, при помощи которых люди истолковывают прошлое, понимают настоящее, предполагают будущее. Три направления: эстетическое, морально-политическое, когнитивное. Феномен исторической памяти – актуально!

Предмет историографии – через что мы можем изучать знания и представления и прошлого. Историю науки можно изучать через историю ученых – Татищев. Эта т.зр. долго существовала на протяжении 18-19 веков. Через биографии историков. Труд С.М. Соловьева Писатели русской истории 18 века. Т.о. предмет – изучение биографий отдельных историков. В конце 19 века биографический подход получил обоснование в работе Бестужева-Рюмина Биографии и характеристики. Второй подход начинает складываться позднее как реакция на работу Бестужева-Рюмина – 1884 Коялович М.О. История русского самосознания по историческим памятникам и научным сочинениям. Процесс развития исторической мысли с выявлением основных тенденций, факторов, концепций, направлений и т.д. Поддержали Милюков и Лаппо-Данилевский. Как расширялась источниковая база. Науковедческий подход к определению предмета историографии к концу 19 века. В.О. Ключевский – предметом может быть национальная традиция осмысления прошлого. Русское сознание не готово к научным формам. Больше взглядов, чем научно-обоснованных фактов. Гипертрофированная социальность. Советская историография – упразднение дореволюционной. Покровский – предметом историография – изучение классовой борьбы в рассказе о прошлом, выявление классовых позиций к оценкам прошлого. Косминский читал первый курс по историографии. 1941 год – Русская историография (первый учебник) Рубинштейн. Историография – история исторической науки, главное – показать развитие научной мысли. Учебник изъят. Дискуссии о предмете возобновились в 50-60е гг. Постепенно начинает преобладать науковедческий подход. На страницах журнала История СССР высказалась Шапиро, Нечкина, сахаров, Черепнин. Несколько позиций в определении предмета: 1. История исторической мысли, но при этом сближая с историей философии, социологии; 2. Сахаров, Нечкина. Историография – научное знание, предмет – история смены научных концепций; 3. Шапиро, Шмидт, Черепнин. Расширить предмет историографии – включить не только процесс получения исторического знания, но и процесс распространения его в обществе и отражение прошлого в произведениях искусства и литературе. В 90е гг. – антропологический поворот. Издаются работы историков школы анналов. Гуревич А.Я., М.М. Кромм. Распространение история – как диалог с прошлым. Стиль диалога менялся от поколения к поколению. Предмет начинается формулироваться в рамках антропоцентрической системы – способы восприятия, осознания, а также воспроизведения и запоминания обществом или отдельным человеком исторического прошлого. Формирование представления о предмете оказали влияние конструктивистские теории, а также представления о том, что способом конструирования прошлого является исторический нарратив. Предмет более узко в последнее время – изучение различных форм исторических нарративов (повествование, форма придания смысла), процессов смены, их особенностей. Исторический нарратив – форма получения и представления аудитории определенным образом полученного и осмысленного исторического знания. Стирается грань между научным и донаучным знанием, изменение эталона научности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: