Вопрос 2. Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории

Вопрос 1. История в системе социально-гуманитарных наук. Предмет, принципы изучения и значение истории.

1) Место истории в системе наук. Объект и предмет исторической науки. Роль теории в познании прошлого. История России – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии.

Основные принципы изучения истории: -

- Принцип дополнительности (Нильс Бор): ни одна концепция не может описать объект столь исчерпывающим образом, чтобы полностью исключить возможность других подходов. - Многофакторный подход

- Принцип объективности: он требует рассмотрения каждого исторического явления в его многогранности и противоречивости. Следовательно, задачи исследователя - создать систему, которая интегрирует максимально возможное число установленных фактов.

- Принцип историзма: предполагает рассмотрение исторических фактов в соответствии с конкретно исторической обстановкой

- Детерменизм, Альтернативность

Знание истории позволяет обеспечивать ряд познавательных, интеллектуально-развивающих и общественно-значимых ф-ий:

1. способствует формированию нац-ного самосознания;

2. на основе образов прошлого происходит отбор и формирование общественно-значимых норм, склад-ся традиции и обычаи, образ-ся мышление и поведение народа;

3. история помогает понять роль личности в истории, узнать истоки нац-ной к-ры, способ-ет приобретению новых знаний, учит анализировать прошлое.

Вопрос 2. Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории

1) история – это минувшая действительность, целостный процесс развития и смены гос-в и цив-ций, связанных между собой отношениями причины и следствия.

Функции: 1. Познавательная функция заключается в выявлении закономерностей исторического развития. Она способствует интеллектуальному развитию обучаемых и состоит в самом изучении исторического пути стран и народов, в объективном отражении, с позиции исто­ризма, всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.

2. Воспитательная функция способствует формированию гражданских, нравственных качеств и ценностей на исторических примерах.

3. Прогностическая функция заключается в возможности предвидения будущего на ос­нове анализа исторических событий прошлого и настоящего.

4. Функция социальной памяти заключается в том. что исторические знания выступают в качестве способа идентификации и ориентации общества и личности.

5. Практически-рекомендательная заключается в том. что на основе истори­ческих знаний возможна выработка иаус;но обоснованного политического курса.

Сущность История рассматривается, с одной стороны, как процесс развития природы и человечества, а с другой, как система на­ук, изучающих прошлое и настоящее природы и общества.

История выполняет несколько социально значимых функций: 1 - познавательная и интеллектуально-развивающая функция исходит из познания исторического процесса.

2-практически-политическая. Сущность её в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества.

3-мировоззренческая. История даёт документально точные данные о выдающихся событиях прошлого. Их осмысление вырабатывает взгляд на мир, общество, законы его развития.

4-воспитательная. Изучение отечественной истории воспитывает у народа нравственность, формирует гуманистические гражданские качества патриотизма.

Метод представляет собой способ изучения исторических процессов через их проявления - исторические факты, способ получения из фактов новых знаний.
К конкретным методам относятся:
1) общенаучные;
2)собственно-исторические;
3) специальные - заимствованные из других наук.

Выделяют также и другие методы для изуч. и исслед. ист. страны:
- метод периодизации;
- сравнительно-исторический;
- ретроспективный;
- системно-структурный;
- статистический;
- метод социологич. исследований,
кот.взят из социологии и используется для изучения и исслед.современных проблем.

Источники:
1)
письменные, 2) вещественные, 3) устные, 4) этнографические, 5) лингвистические, 6) фотокинодокументы, 7) фонодокументы.
Самыми важными источниками служат и служили летописи


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: