Развитие ведущих капиталистических стран после Второй мировой войны. Европейская интеграция

США вышли из войны самой мощной в экономическом и военном отношении страной в капиталистическом мире. Здесь производилось свыше половины всего промышленного производства капиталистического мира.

Европе́йская интегра́ция — это процесс производственной, политической, правовой, экономической (также в некоторых случаях социальной и культурной) интеграции держав, которые целиком либо частично находятся в Европе. Европейская интеграция преимущественно осуществляется посредством Европейского Союза и Совета Европы. Процесс европейской интеграции рассматривается как эффективный способ избежать войны между государствами Европы и стал ответом на военные потрясения XX века.

В политической науке существует несколько подходов к определению понятия европейская интеграция: межправительственный, институциональный и коммуникативный подходы.

48. Советское общество в первые послевоенные годы (1945-1953). Восстановление народного хозяйства

Одной из важнейших задач дальнейшего укрепления экономики страны являлось возрождение промышленности, транспорта и сельского хозяйства на освобожденной от немецко-фашистских захватчиков территории. В первой половине 1945 г. фронт восстановительных работ значительно расширился. Вся страна, все братские республики пришли на помощь пострадавшим областям и района.

В развалинах лежали многие сотни и тысячи промышленных предприятий, шахт, железнодорожных станций, школ, различных средних и высших учебных заведений, библиотек, культурно-просветительных учреждений. Война нанесла огромный ущерб сельскому хозяйству. Страна социализма собственными силами в невиданно короткие сроки преодолела последствия войны.

50Международные отношения в середине 50-х – середине 80-х годов. Противостояние двух мировых систем.

С середины 60-х годов начали улучшаться отношения с Францией, что стало отправным моментом для политическойразрядки, особенно в Европе. Последовавшие затем соглашения с ФРГ получилиразвитие в ряде договоров европейских государств. К середине 70-х годов кпроцессу нормализации отношений с СССР ненадолго присоединилась Англия.Особое значение имело Общеевропейское совещание по безопасности исотрудничеству в Европе в Хельсинки в 1975 г. В 1973 г. в Вене начались переговоры 19 государств о сокращении вооруженных сил и вооружений в Центральной Европе. Обсуждение строилось напринципах равенства обязательств, ненанесения ущерба безопасности какой-либо из сторон, отказа от односторонних военных преимуществ. Значительный прогресс был достигнут в советско-американскихотношениях. В ряде соглашений, положивших начало процессу разрядкимеждународной напряженности, согласовывались принципы советско-американского взаимодействия в сфере стратегических вооружений, снижавшиеугрозу войны. В 1974 г. был подписан договор об ограничении испытанийядерного оружия под землей. (4, с.336) Во второй половине 70-х годов разрядка напряженности пошла на убыль.В 1979 г. США создают «силы быстрого развертывания», провозглашают «новуюядерную стратегию» со ставкой на «упреждающий» удар. Очевидной ошибкойполитического руководства СССР было введение в 1979 г. «ограниченногоконтингента» советских войск в Афганистан.

Восточная Европа находилась под полным контролем СССР, тогда как Западная -

в прочном военно-политическом и экономическом союзе с США. «Холодная война»

была в самом разгаре. Основным объектом борьбы «социализма» и «капитализма»

являлись страны «третьего мира», образовавшиеся на развалинах мировой

колониальной системы. СССР и США, стоявшие за ними основные военно-

политические блоки НАТО и Организация Варшавского Договора, избегали прямой

военной конфронтации. Однако соперничество за влияние в развивающихся

странах оставалось весьма острым, и нередко приводило к локальным военным

конфликтам.

Соревнование двух систем развертывалось и в экономической сфере,

причем в 60-е - 80-е годы оно становилось все более жестким. Запад имел в

нем явное преимущество. Затяжное формирование механизма международного

разделения труда в рамках СЭВ мешало координации народнохозяйственных

планов и осуществлению совместных проектов. В результате уже в середине 80-

х годов в Западной Европе уровень международного разделения труда оказался

на порядок выше, чем в Восточной. Крупным шагом вперед в интеграции стран

СЭВ явилась принятая в 1971 г. комплексная программа дальнейшего углубления

и совершенствования сотрудничества, рассчитанная на 15-20 лет. Наиболее

масштабными совместными экономическими проектами были строительство

нефтепровода «Дружба» и газопровода «Союз», участие союзных стран в

освоении сырьевых ресурсов Сибири и Средней Азии, строительство

промышленных предприятий в разных странах.

51 Социально-экономическое развитие в середине 60-х – середине 80-х гг.: достижения и проблемы.

Реформа Косыгина

Только в 1966 г. к работе на новых условиях хозяйствования приступили 704 предприятия. Переход предприятий на условия хозрасчёта осуществился к концу восьмой пятилетки (1966 - 1970 гг.). Начало брежневского правления оказалось успешным для советской экономики. За годы восьмой пятилетки было построено 1900 крупных промышленных предприятий. Объём промышленного производства увеличился на 50%. Наиболее успешно развивались: электроэнергетика - на 54%, машиностроение - на 74. Началось освоение Тюменского нефтегазодобывающего комплекса, и добыча газа в стране резко возросла. Были построены самая крупная в мире Красноярская ГЭС и Славянская ГРЭС. В результате за годы восьмой пятилетки был создан мощный промышленный потенциал.

Основной тенденцией в 70 — 80-е гг. продолжал оставаться рост производства во всех отраслях экономики, увеличение производительных сил общества, развитие научно-технического прогресса. Продолжало сказываться преобладающее влияние прогрессивных сторон социалистической экономики. За 70-е гг. значительно выросли масштабы производства: объем промышленной продукции увеличился более чем на 75 %; рост сельхозпродукции — почти на 25 %; национальный доход — более чем в полтора раза. Производственные фонды страны выросли более чем в 2 раза.

Проблемы:

темпы роста населения снижались, возникла проблема трудовых ресурсов. Большинство колхозов и совхозов являлись убыточным.. Затраты государственных средств непрерывно росли (в 70-е гг. они достигли более 30% всех бюджетных расходов), но отдача была крайне мала. С 1970г. началось снижение основных экономических показателей. К концу 70-х годов обнаружились признаки товарного голода, увеличился дефицит. Темпы прироста национального дохода упали с 7,7% в восьмой пятилетке

52 Советский Союз в годы «перестройки» (1985 – 1991 гг.). Распад СССР и его последствия.

С началом перестройки — проводимого политического курса М. С. Горбачёвым, привело к обострению взаимоотношений между советскими республиками, распад Восточного блока, желание независимости и подписание беловежского соглашения о прекращении деятельности СССР.
Перестро́йка — общее название нового курса советского партийного руководства, совокупности политических и экономических перемен, происходивших в СССР с 1987 по 1991 годы.
Этот период напрямую связан с именем Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачёва, инициировавшего большие, глубокие, неоднозначные перемены во всех сферах жизни советского общества. Началом перестройки считают 1987 год, когда на январском пленуме ЦК КПСС перестройка была впервые объявлена новым направлением развития государства
Распад СССР — процессы системной дезинтеграции, происходившие в экономике (народном хозяйстве), социальной структуре, общественной и политической сфере Советского Союза, приведшие к прекращению существования СССР в конце 1991 г. 25 декабря 1991 — Президент СССР М. С. Горбачев объявил о прекращении своей деятельности на посту Президента СССР «по принципиальным соображениям»; 26 декабря Верховный Совет СССР принял декларацию о прекращении существования СССР
Последствия
26 декабря1991 года СССР официально прекратил своё существование. На его месте образовались ряд независимых государств (в настоящее время — 19, из которых 15 являются членами ООН, 2 — частично признаны странами-членами ООН, и 2 — не признаны ни одной из стран-членов ООН). В результате распада СССР территория России уменьшилась по сравнению с территорией СССР на 24 % (с 22,4 до 17 млн км²), а население уменьшилось на 49 % (с 290 до 148 млн чел)

53 Государственно-политическое развитие России после распада СССР

программа радикальных экономических преобразований. В ее основе лежалиметоды «шоковой терапии» Программа реформпредусматривала скорейшее введение свободных цен на товары и услуги,«запуск» механизма конкуренции между отраслями промышленности ипредприятиями, либерализацию внутренней и внешней торговли, широкуюприватизацию государственной собственности — «разгосударствление»,которое должно было превратить массы населения в собственников ипредпринимателей. После распада СССР в декабре 1991 г. перед руководством России всфере государственного строительства важнейшим являлось решение вопроса осохранении территориальной целостности страны. Радикальные экономические реформы, начатые в 1992 г., и преждевсего введение свободных цен, обусловили резкое падение уровня жизнизначительной части населения страны. Это накалило социально-политическуюатмосферу в обществе. Стремительное расслоение российского обществаоказало влияние и на дальнейшую эволюцию структур государственной властиРоссии. Для подготовки текста новой Конституции летом 1993 г. в несколькоэтапов, с участием представителей как государственных органом, так иобщественных организаций проходило Конституционное совещание созванное поинициативе Президента.

54 Социально-экономическое развитие РФ в 90-е годы ХХ века – начале XXI века.

От советской экономической системы — к рынку. Выборы Президента РСФСР и августовский политический кризис 1991 г. создали предпосылки для решительных действий в экономике. 28 октября 1991 г. на V съезде народных депутатов Ельцин выступил с программой перехода России к рынку. Президент предложил радикально изменить экономическую систему страны. Он заявил о либерализации цен и торговли. Что стояло за этими словами? Государство должно было отказаться от регулирования цен, чтобы наполнить рынок товарами, преодолеть нехватку (дефицит) самого необходимого.

Предлагалось начать структурную перестройку промышленности, приватизировать (передать в частную собственность) большинство объектов государственной собственности, начать земельную реформу и со временем разрешить куплю-продажу земли. Говорилось о необходимости активизировать внешнеэкономические связи России с другими странами, снять ограничения на внешнеторговые операции, ввести российскую национальную валюту (рубль) и обеспечить его конвертируемость (свободный обмен на иностранную валюту).
«Шоковая терапия». Его применяют и для обозначения экономических реформ начала 90-х гг. в России.Правительство полагало, что после введения свободного ценообразования цены вырастут в 3 раза. Для компенсации потерь населения была на 70% увеличена зарплата бюджетников (учителей, врачей, работников государственных предприятий и учреждений — всех, кто получал зарплату от государства).

Действительность оказалась более суровой. Товарный дефицит, нехватка жизненно необходимых товаров были настолько острыми, что цены на многие из них сразу возросли в 10—12 раз. Инфляция обесценила денежные вклады и привела к серьезному снижению жизненного уровня населения.

Но доходы государственного бюджета оставались недостаточными. Трудности объяснялись двумя главными причинами:продолжалось падение отечественного производства и усиливалось «бегство капиталов» за границу — предприниматели не желали оставлять прибыль в России и вывозили ее за рубеж. Государство не имело возможности финансировать новый этап экономической реформы за счет средств бюджета.

Правительство приступило также к выпуску государственных краткосрочных обязательств (ГКО), продажа которых давала большие средства для экономики страны. Другим каналом получения капиталов стало привлечение денежных средств населения в банки.

55 Основные направления внешней политики России в 90-е годы ХХ века – начале XXI века.

Распределение ее внешнеполитических приоритетов просматривается, прежде всего, на схеме концентрического распределения границ бывшего СССР. Первую из подобных окружностей образуют государства СНГ, где можно выделить по крайней мере два самостоятельных сегмента - западный и юго-восточный. Вторую окружность, делящуюся также на несколько секторов, составляют Восточная Европа, исламские страны, Китай и Индия. Третью представляют государства "атлантической цивилизации" и Япония, четвертую - страны "Юга" (Латинской Америки, Африки, акватории Тихого океана).

Российская дипломатия исходит из сохраняющейся огромной роли "атлантической цивилизации", возглавляемой США. Именно "Север" диктует "правила игры" на данном этапе развития отношений. И подобная ситуация сохранится еще надолго. Причем очевидно, что нынешняя Америка стоит перед необходимостью сформулировать новые цели в мире, адекватные складывающимся реалиям, заново определить интересы в области национальной безопасности, модернизации собственных структур. Поэтому во внешней политике российское руководство отдало приоритет развитию отношений со странами Запада, прежде всего с США. В конце 1991 - начале 1992 года Президент России выступил с первыми внешнеполитическими инициативами. Он официально заявил, что отныне ядерные ракеты России не направлены на объекты территории США. В январе 1993 года в Москве между Россией и Соединенными Штатами Америки был заключен договор ОСНВ-2, предусматривающий взаимное сокращение к 2003 году ядерного потенциала сторон на две трети по сравнению с уровнем, установленным соглашением по ОСНВ-1.

Стремясь к мирному урегулированию отношений со странами Запада, Россия вывела свои войска из стран Центральной и Восточной Европы, включая Прибалтику. К 1995 году только из Восточной Германии в Россию вернулось более 500 тысяч военнослужащих, 12 тысяч танков, множество другой боевой техники. В мае 1997 года был подписан Основополагающий акт (ОА) между НАТО и Россией, в котором после полугодовых переговоров как бы сделана уступка России и не только принята "датско-норвежская модель", предусматривающая неразмещение ядерного оружия на территории стран - новых членов НАТО, но также зафиксированы обязательство блока ограничить там присутствие конвенциональных вооруженных сил и взаимное обязательство сторон не применять силу или угрожать ее применением.
Россия вступила в Международный Валютный Фонд, что укрепило ее экономические позиции. Одновременно была принята в Совет Европы, в компетенции которого находятся вопросы культуры, прав человека, защита окружающей среды, урегулирование межнациональных конфликтных ситуаций. Она получила возможность интегрироваться в мировую экономику. В результате между Россией, США, государствами Ближнего Востока и Латинской Америки активизировались торговля, промышленно-аграрные отношения.

В свою очередь российское правительство стремится сохранить интеграционные связи. По его инициативе был создан межгосударственный комитет стран Содружества с центром пребывания в Москве. Между Россией, Беларусью, Казахстаном и другими государствами был заключен договор о коллективной безопасности, разработан и утвержден устав СНГ.

56 Глобальные проблемы человечества и роль России в их решении.

Понятие «глобальные проблемы» появилось в международном лексиконе в последней трети XX в. Войны, природные и техногенные катастрофы, новые болезни показали, что жизнь на Земле весьма уязвима. Благодаря обмену информацией, общению на международных конференциях и в международных организациях постепенно пришло понимание того, что многие проблемы являются действительно глобальными. Они могут быть решены совместными усилиями всего человечества. Если оно не хочет исчезнуть с поверхности земного шара.
Наша страна тоже столкнулась с этими проблемами. Мощное индустриальное развитие и интенсификация сельского хозяйства породили множество экологических болевых точек. В апреле 1986 года произошла авария на Чернобыльской АЭС. В годы «перестройки» по стране прокатилась волна межэтнических конфликтов. В постсоветский период обозначилась проблема демографической деградации, депопуляции.
Краткий перечень глобальных проблем, которые сегодня стоят перед человечеством, представлены к обобщённой схеме.
Глобальные проблемы человечества:
Социально-экономические и политические. Природно-экономические проблемы. Социальные проблемы.
Предотвращение ядерной войны. Экологическая проблема. Демографическая проблема.
Нормальное функционирование мирового хозяйства. Энергетическая проблема. Проблемы межнациональных отношений
Преодоление отсталости слаборазвитых стран. Продовольственная проблема. Проблема кризиса культуры и нравственности, духовного развития личности.
Международного терроризма Сырьевая проблема. Проблемы урбанизации.
Региональных военных конфликтов. Проблемы Мирового океана. Проблемы охраны здоровья.
Прекращение гонки вооружений. Рациональное освоение космоса. Проблемы ликвидация голода, эпидемий, невежества.
После распада СССР Россия выступила гарантом соблюдения подписанных в своё время соглашений. На территорию России были перемещены запасы ракетно-ядерного оружия из ряда бывших республик СССР. После продолжительных переговоров в 2010 году был подписан договор ОСВ-3, который стал очередным шагом по сокращению опасности ядерной войны.
Российское руководство выдвинуло немало инициатив, направленных на разрешение существующих глобальных проблем. На собственной территории россияне вплотную столкнулись с проблемой международного терроризма. Опыт показывает, что успехи в деле решения глобальных проблем современности зависят от позиции ведущих стран мира, особенно США. Так, после террористической атаки на США в сентябре 2001 года правительство этой страны осуществило серьезные меры против международного терроризма, действуя в кооперации с другими странами.
Крупный вклад наша страна вносит в решение энергетической проблемы, которая остро стоит в странах, не обладающих собственными запасами газа, нефти, угля, гидроресурсами. Значительная часть потребностей европейских и азиатских стран удовлетворяется за счёт экспорта энергоносителей из нашей страны. Россия является одной из ведущих стран в области атомной энергетики.
Россия остаётся одним из лидеров в освоении космического пространства.
Не стоит недооценивать роль транспортных путей, которые пересекают территорию современной России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: