Отмена крепостного права в России и буржуазные реформы 60-70-х гг. 19 века

Реформы 60-70-х годов.

Отмена крепостного права в России вызвала необходимость проведения других буржуазных реформ - в области местного управления, суда, образо-вания, финансов, в военном деле. Наиболее последовательной буржуазной реформой Александра II считает-ся Судебная реформа 1864 г... По этой реформе вводились демократи-ческие принципы судопроизводства: открытость и гласность процесса, право на защиту обвиняемого, состязание сторон (защиты и обвинения), несменяемость судей. Содержание реформы излагалось в четырёх документах: "Устав уголовного судопроизводства", "Учреждение судебных установлений" и "Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями". Вся судебная система делилась на две части: общую и местную. К местной относилась мировая юстиция. Для её осуществления каждый уезд был поделён на участки, в которых учреждались камеры мировых су-дей. Мировой судья, как правило, избирался из местных дворян. Для вы-боров в судьи необходимо было обладать определённым имуществен-ным и образовательным цензом. Кроме мировых судей, избирались по-чётные, помогавшие мировым в работе и заменявшие их во время отсут-ствия. В компетенцию мировых судей входило рассмотрение гражданских дел по искам на сумму не более 500 руб., а также мелких уголовных дел по искам, наказание по которым не превышало 3-х месяцев тюремного за-ключения или 300 руб. штрафа. Обжаловать решение мирового судьи можно было перед Съездом мировых судей, состоявшем из мировых и по-чётных судей уезда. Жалобы на решения Съезда мировых судей могла приноситься в высший судебный орган страны - Сенат. В общую юстицию входила система судов, первым звеном которой бы-ли окружные суды. Вся территория страны делилась на округа (в губер-нии, например, в зависимости от её размера могло быть несколько таких округов), в каждом из которых учреждался окружной суд. Он состоял из трёх профессиональных судей (один из них - председательствующий). В окружном суде было два отделения: по гражданским и по уголовным су-дам. Наиболее сложные уголовные дела слушались в составе судейской коллегии и двенадцати присяжных заседателей. Заседатели выносили своё решение отдельно и оно называлось вердиктом. При вынесении вердикта присяжные должны были выбрать одну из трёх формул: виновен, неви-новен или виновен, но заслуживает снисхождения. Судьи объявляли приговор на основании вердикта, вынесенного присяжными заседателями. Приговор, принятый с участием присяжных заседателей, мог быть обжалован только в случае новооткрывшихся обстоятельств (пример ра-боты такого суда - в романе Л.Толстого "Воскресение"). Следующей судебной инстанцией в этой системе были Судебные палаты. Они состояли из двух департаментов: уголовного и гражданского. Дела в них решались коллегией из трёх человек при участии сословных предста-вителей,которыми являлись губернский или уездный предводители дво-рянства, городской голова и волостной старшина. Судебные палаты рассматривали жалобы на решения и приговоры окружных судов (выне-сенных без участия присяжных заседателей). Высшей судебной инстанцией был Сенат. Он рассматривал дела, отне-сённые к его компетенции, а также жалобы на приговоры и решения ниже-стоящих судов. Для разрешения особо важных дел (государственных преступлений) по высочайшему повелению создавался Верховный уголовный суд. Реформой 1864 г. образовывались и следственные органы, учреждалась прокуратура, которая состояла при окружных судах, судебных палатах и Сенате. Прокуроры руководили следствием, выступали обвинителями на суде, следили за исполнением приговоров. Предусматривалась также и ад-вокатура. На принципах судебной реформы 1864 г. в 1867 г. была проведена во-енно-судебная реформа. В 1865 г. был принят Закон о печати., который смягчил цензурный надзор, установленный Николаем I. Толстые книги размером более 160 стр. (оригинальные) и переводные размером 320 стр. не цензурировались, их издатели отвечали перед судом в том случае, если в книгах содержа-лись противоправные сведения. Первоначально они получали предупреж-дение и только при повторном нарушении им грозило закрытие. В результате реализации этого закона о печати в России начала склады-ваться радикальная журналистика. Александр II провёл две серьёзные реформы местного уп равления.: Зем-ская 1864 г. и Городская 1870 г. Земская Реформа 1864 г.. вводилась на местах "для обеспечения земских польз и нужд" и предусматривала созда-ние выборных земских учреждений: уездных и губернских земских собра-ний, избираемых сроком на три года. Избирательное право было цензо-вым (а не сословным), заседали эти учреждения сессионно (обычно раз в году) и обладали распорядительными и директивными функциями. По-стоянными исполнительными органами земских собраний были уездные и губернские управы. Они состояли из нескольких человек (в зависимости от размера территории, которую они обслуживали). Председателями управ были предводители дворянства, в компетенцию этих органов вхо-дило практически всё руководство и управление местным хозяйством: дороги, рынки, местная промышленность, тюрьма, здравоохранение и просвещение. Хотя деятельность земств и контролировалась губернаторами, но местные деятели в большинстве своём работали самоотверженно и приносили немало пользы в своих губерниях.Городская реформа 1870 г.. заменяла сословные городские Думы екатерининских времён выборными органами городского самоуправления, избираемыми на основе цензового избирательного закона. Органами городского самоуправления стали Городские Думы, обладающие распоряди-тельными функциями, и городские управы, наделённые исполнительны-ми полномочиями. Число членов городских дум зависело от количества жителей города. Городская управа состояла из нескольких членов и городского головы. К их компетенции относились: внешнее благоустройство городов, организация рынков, попечение о местной торговле и промышленности, здравоохранении и просвещении. Александром II была проведена военная реформа., разработанная военным министром П.Милютиным. 1 января 1874 г. был утверждён " Устав о воинской повинности". Вместо рекрутской вводилась всеобщая воинская повинность, которой подлежали все мужчины, достигшие 21 года. Срок действительной службы в сухопутных войсках был равен шести годам, а на флоте - семи. Отслужившие действительную службу зачислялись в запас на определённый срок, а после этого - в ополчение. Для лиц, имевших образование, а также бывших единственными кормильцами в семье, вводились отсрочки. Предусматривались и случаи освобождения от службы (например, по принципиальным положениям той или иной религиозной конфессии). Потребности капиталистического развития страны и расстройство финансов в годы Крымской войны требовали упорядочения финансового дела. Проведение в 60-х годах серии финансовых реформ. было направлено на централизацию финансового дела и коснулось главным образом аппарата финансового управления. Не была изменена сословная направленность финансовой политики правительства. Основная тяжесть налогов и сборов по-прежнему лежала на податном населении. Сохранилась старая, введённая ещё Петром I, подушная подать для крестьян, мещан, ремесленников. Привилегированные сословия (дворянство, духовенство, купечество) от неё были освобождены. Бывшие помещичьи, удельные и государственные крестьяне несли всю тяжесть оброчных и выкупных платежей - по сути феодальных повинностей. Подушная подать. оброчные и выкупные платежи в 60-70-х годах XIX в. составляли свыше 25% государственных доходов, однако основная часть этих доходов приходилась на косвенные налоги, которые также выплачивало податное население. Более 50% расходов в госбюджете шло на содержание армии и аппарата управления, до 35% - на уплату процентов по государственным долгам, выдачу субсидий и др. Расходы на народное образование, медицину, призрение составляли менее 0.1 госбюджета. Капиталистическое развитие страны, рост промышленности, торговли, сельского хозяйства, транспорта, внедрение в эти отрасли новых технологий требовали расширения народного образования.. Само осуществление буржуазных реформ в сфере управления, суда, военного дела было невозможно без увеличения числа грамотных людей и расширения числа учебных заведений. Подготовка реформы начального и среднего образования продолжалась три года. 14 июня 1864 г. было издано "Положение о начальных народных училищах". По этому положению разрешалось открывать начальные школы как общественным организациям, так и частным лицам, но под контролем уездных и губернских училищных советов. В программу входило преподавание чтения, письма, закона божьего, четырёх правил арифметики и церковного пения. В пореформенной России существовало три типа начальных школ: министерские (учреждённые Министерством народного просвещения), земские (при земствах) и церковно-приходские. 19 ноября 1864 г. был утверждён новый устав гимназий. В него был введён буржуазный принцип формального равенства сословий, но из-за высокой платы обучение фактически было доступно преимущественно выходцам из имущих классов. Гимназии разделялись на классические (гуманитарное образование, изучение классических языков; после них - поступление в университет без экзаменов) и реальные (усиленное изучение математики и естествознания, поступление после них преимущественно в высшие технические учебные заведения). 10 ноября 1862 г. был утверждён устав женских гимназий - значительный шаг в деле просвещения. В 70-х годах было положено начало высшему женскому образованию, открыт ряд женских курсов в Москве, Петербурге, Киеве, Казани. Особую известность получили Бестужевские высшие курсы в Петербурге, дававшие наиболее основательное образование. К реформе высшей школы. правительство приступило в 1861 г. под непосредственным влиянием студенческих волнений. 18 июня 1863 г. был утверждён новый устав, предоставлявший университетам довольно широкую автономию. Реформы просвещения сыграли свою роль в подготовке кадров для молодого российского капитализма, однако уровень неграмотности в стране был и в начале века недопустимо высок. По переписи 1897 г. удельный вес грамотных составлял 22.3% (к 1917 г. - 31.9%). К марту 1881 г. либеральный деятель Лорис-Меликов подготовил проект государственных реформ, содержавший не только программу административных, но и широких экономических преобразований. Намерения привлечь цензовую общественность к подготовке реформ означало стремление правительства расширить свою социальную базу. 28 февраля Александр II подписал "Манифест" о преобразовании Государственного Совета, участии в нём народных представителей, что могло привести к превращению страны в конституционную монархию. Однако 1 марта 1881 г. царь-реформатор был убит бомбой, брошенной Гриневицким. После убийства Александра II его сын Александр III (1881-1894). заявил о себе как о "железном государе", и с либеральными реформами было покончено. "Манифест" был разорван. Либералы: министр внутренних дел Лорис-Меликов, военный министр Милютин, великий князь Константин ушли в отставку. На их место пришли консерваторы: Победоносцев, Толстой, Катков. Правление Александра III традиционно называется периодом контрреформ, урезавших дарованные прошлым царствованием экономические и политические свободы. Были ограничены городские, земские, цензурные, университетские свободы.

Отмена крепостного права в России.

В середине 19 в. в России начался острейший социально-экономический и политический кризис, в основе которого лежала отсталость феодально-крепостнической системы хозяйства. Это тормозило развитие капитализма и определяло общее отставание России от передовых держав. С особой силой кризис проявился в поражении России в Крымской войне.

Сохранение феодально-крепостнической эксплуатации привело к росту недовольства в крестьянской среде, волнениям и бегстве их от подневольного труда. Необходимость перемен осознавала либеральная часть дворянства.

В 1855-1857 гг. императору было подано 63 записки с предложением об отмене крепостного права. Постепенно Александр II пришел к выводу, что лучше освободить крестьян добровольным решением «сверху», нежели дождаться бунта «снизу».

Эти события проходили на фоне укрепления радикальных революционно-демократических настроений в обществе. Идеи Н.А.Добролюбова и Н.Г.Чернышевского находили все большую поддержку у дворянства.

Огромную популярность приобрел журнал «Современник», на страницах которого развернулась дискуссия о будущем России. Издаваемые в Лондоне «Колокол» и «Полярная звезда» были проникнуты надеждой на инициативу самодержавия в отмене крепостного права в России.

Окрепнув в решении отмены крепостного права, Александр II начал подготовку проекта крестьянской реформы. В 1857-1858 гг. были созданы губернские комитеты, которые разрабатывали проекты будущей реформы и направляли их в редакционные комиссии. В эти комитеты входили прогрессивные и образованные представители дворянства (Я.И.Ростовцев, Н.А.Милюков и др.). Комиссии вырабатывали окончательный вариант реформы. Однако основная часть дворянства и помещиков выступала против отмены крепостного права и стремилась перед фактом надвигающихся перемен максимально сохранить свои привилегии. В конечном итоге это отразилось в проектах законов подготовленных комиссиями.

19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест и «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». В нем говорилось: «Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда» и им предоставляются «права свободных сельских обывателей».

В соответствии с манифестом крестьяне получили личную свободу и общегражданские права, которые были неполными в сравнении с другими слоями общества. Земли, принадлежавшие помещикам, были признаны их собственностью, крестьянам выделялся земельный надел, за который они платили выкуп. До уплаты выкупа крестьянин считался временно обязанным и вынужден был выполнять прежние повинности.

Государственная казна стала выплачивать помещикам стоимость земель, отошедших в крестьянские наделы. После этого крестьянин в течение 49 лет должен был погасить свой долг государству. Выкупные платежи и все подати крестьяне осуществляли сообща, всем миром. Каждый крестьянин был приписан к своей общине.

Средний размер надела составлял 3,3 десятины на душу. Выделенных наделов крестьянам не хватало, и они арендовали часть земли у помещиков, выплачивая им деньгами или трудом. Это сохранило зависимость крестьянина от помещика и стало причиной возврата к прежним феодальным формам эксплуатации.

Отмена крепостного права имела огромное значение для развития капиталистических отношений и созданию рынка свободной рабочей силы, дало возможность развития промышленного производства в России. Однако положение российского крестьянина по-прежнему оставалось крайне тяжелым.

Остатки крепостнических отношений, долги перед помещиками, государственные налоги легли тяжелым ярмом на крестьянство и явились тормозом в развитии сельского хозяйства.

Крестьянская община с ее правом на землю стала носителем унитарных отношений, сковывавших хозяйственную инициативу наиболее инициативных ее членов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: