Культурные преобразования в Казахстане в 20-30-е годы: позитивные и негативные изменения

В области культуры советской властью была определена стратегическая задача: отход от традиционного образа жизни; атеизм; воспитание новой элиты, необходимой для нового государственного и партийного аппарата. Одно из центральных мест в этом процессе отводилось образованию. 26 декабря 1919 года был подписан декрет Совнаркома о ликвидации безграмотности. Была создана чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности — Грамчека.

В 1920/21 учебном году в Казахстане работало 2412 пунктов по ликвидации неграмотности, в которых обучалось 72 232 человека. Был объявлен массовый культ поход в аул. Были созданы передвижные пункты ликбеза, для работы с женщинами действовали красные юрты. Формировалась система образования, включающая начальное, неполное среднее, среднее. Были школы для переростков, школы-интернаты. Создавались рабфаки.

В аулах функционировали карликовые школы, где ученикам давали самые элементарные навыки чтения, письма и счета. 27 августа 1930 года ЦИК и СНК КазАССР приняли постановление о введении всеобщего обязательного начального образования. Это имело важное значение. Созданы были учебники на казахском языке, их авторами были деятели интеллигенции — А. Байтурсынов. Ж. Аймаутов, С. Сейфуллин. Составителем первого школьного учебника алгебры на казахском языке был К. Сатпаев, географии — А. Букейханов.

Но надо остановиться и на том факте, что в 1928 году был осуществлен переход казахского алфавита с арабской графики на латинскую — это был серьезный отход от национальных традиций и культуры. Важное значение имел вопрос подготовки кадров интеллигенции, особенно педагогов. Например, в 1924 году только 5,8% учителей имели высшее образование. Для подготовки учителей создавались постоянные и краткосрочные курсы.

Открывались педагогические техникумы. Специалисты с высшим образованием готовились в основном в Москве, Ленинграде, Ташкенте. Первым казахстанским вузом стал Казахский государственный педагогический институт, открывшийся в 1928 году, в 1935 году ему было присвоено имя Абая (ныне Алматинский государственный университет).

Затем были открыты Алматинский зооветеринарный институт (1929год), Казахский сельскохозяйственный институт (1930 год),Алма-Атинский медицинский институт (1931 год), Казахский государственный университет {1934 год). В 1935 году была издана «История Казахстана с древнейших времен», написанная профессором С. Асфендияровым.

Предпринимались меры по созданию н аучных учреждений.. Так еще при Кирревкоме (Казревкоме) была образован;а Ученая комиссия, преобразованная затем в научный отдел. Позже научный отдел стал функционировать при наркомпросе. Были созданы краевой архив, музей. Появились научные учреждения: станция защиты растений, ветеринарно-бактериологический институт, институт удобрений и агропочвоведениия В 1932 году в Алма-Ате была создана стационарная база Академии наук СССР..

В 1926 году открылся первый национальный казахский театр, его возглавил Ж. Шанин. Первой пьесой, поставленной на его сцене, была «Енлик-Кебек». В 1934 году был открыт музыкальный театр, ныне театр оперы и балета имени Абая. Огромным успехом пользовался здесь спектакль «Айман-Шолпан». Первой казахской оперой была «Кыз-Жибек» Е. Брусиловского. В 1934 году был создан оркестр имени Курмангазы, руководитель А. Жубанов. В 1936 году открылась филармония имени Джамбула. В мае 1938 года в Москве состоялась первая декада казахского искусства. Почетного звания народной артистки СССР была удостоена К. Байсеитова.

В то время творил замечательный казахский художник А. Кастеев. В 1934 году в Казахстане была открыта первая студия художественных фильмов, а в 1938 году «Ленфильмом» был снят первый казахский звуковой фильм «Амангсльды». Многое сделал дл я развития музыкального искусства этнограф и композитор А. В. Затаевич, автор сборников «1000 песен казахского народа» (1925 год), «500 песен и кюев казахского народа» (1931 год).20-30-с годы — это сложное время в истории культуры Казахстана, она сочетала в себе негативные и позитивные моменты. В качестве позитивного, кроме серьезных сдвигов в области образования, науки, следует также назвать успехи в области литературы, искусства.

В 1939 году грамотность населения всей республики достигла 65%, а среди казахского населения — 40%. К 1940 году ликвидация неграмотности среди трудоспособного населения в основном была завершена. Но. с другой стороны, это были годы, когда выхолащивалась национальная культура, она отрывалась от своих исторических корней, достижений мировой цивилизации. Это было время, когда волны репрессий тоталитарного режима одна за другой уничтожали казахскую интеллигенцию.

98. Казахская литература 20-30 гг. 20 века.

Особое место в культурном наследии этих лет занимает казахская литература. Она складывалась как часть многонациональной советской литературы. У ее истоков стояли: С.Сейфулин, Байтурсынов, Аймаутов, Дулатов, Жумабаев, Майлин, Джансугуров, Муканов, Мусрепов и др.

Большой популярностью среди революционной казахской молодежи пользовалось стихотворение Сейфулина «Марсельеза казахской молодежи».

Поэзия. Казахская советская поэзия в те годы пополнилась произведениями и поэмами:

- Сейфулина – «Советстан», «Кокшетау»

- Муканова – «Сулушаш»

- Джансугурова – «Кулагер»

- Байзакова – «Куралай сулу».

Проза.

- Майлина – «Азамат Азаматыч»

- Аймаутова – «Карткожа»

- Муканова – «Жумбак жалау»

Драматургия.

- «Айман-Шолпан», «Тунги сарын» - Ауэзов.

- «Жалбыр» - Майлин

- «Кыз- Жибек», «Козы-Корпеш и Баян сулу» - Мусрепов.

Молодле поколение литераторов. В казахскую литературу в конце 20-х и в 30-е гг. пришла талантлива творческая молодежь: Орманов, Тажибаев, Сыздыков, Саин, Сарсенбаев, Аманжолов, Жароков, Джумагалиев, Абиев, Бекхожин. Обогатилась яркими произведениями поэзия казахских акынов.

Многонациональная литература.

- Щухов, автор романов «Горькая линия» и «Неновисть»,

- на тему коллективизации написан роман «Село за туманами» Мэте Залка

- Реалистические художественные произведения были созданы уйгурскими писателями и поэтами.

Литературные переводы.

- Жумабаев перевел произведения Гете, Гейне, Горького, Иванова, Мамина-Сибиряка.

- Байтурсынов – перевел басни Крылова.

- Аймаутов – Пушкина, Лермонтова, Шиллера, Тукая, пролетарский гимн «Интернационнал».

Сталинским репрессиям подверглись Дулатов, Аймаутов, Байтурсынов якобы за участие в подпольной организации, руководимой Дулатовым. Аймаутов, Дулатов был приговорен к расстрелу. Байтурсынов был выслан в Архангельскую область. По ходатайству Пешкова был освобожден, но 8 октября 1937г. был вновь арестован по ложному обвинению и расстрелен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: