Начало «индустриализации» в России в конце XIX в. Реформы С.Ю. Витте. Цели, основные направления, итоги

Вторая половина 90х годов XIX века - первые четыре года нового века были отмечены бурным экономическим подъемом. Объективная причина - завершение промышленного переворота, начавшегося еще в первой половине XIX века, субъективная - реформы С.Ю. Витте, крупнейшего экономического политика последних десятилетий самодержавной России, занимавшего с 1893 по 1905 год ключевой пост министра финансов, а в 1905 году ставшего первым российским премьером.

Экономическая программа Витте включала следующие положения:

1) государственное регулирование экономики через Госбанк и Министерство финансов;

2) меры по преодолению дефицита государственного бюджета, повышение рентабельности производства; перестройка системы налогового обложения путем увеличения прямых и косвенных налогов; введение государственной монополии на продажу вино-водочных изделий; проведение денежной реформы, введение золотого денежного обращения (свободного обмена рубля на золото);

3) поощрение частного предпринимательства;

4) центральное место в экономической политике отведено политике индустриализации.

В представленных царю двух "всеподдайнейших докладах" он убеждает его в необходимости переориентации экономической политики. Витте заявлял, что существуют закономерности для всего мира, с которыми необходимо считаться, "в России происходит то же самое, что случилось когда то на Западе: она переходит к капиталистическому строю". Создание своей собственной промышленности, считал Витте, - это не только коренная экономическая задача.

Витте в определенной мере удалось добиться реализации своих шагов по оздоровлению госбюджета, стабилизации денежного обращения. Промышленное производство в 90е годы практически удвоилось. За 1893-1902 гг. было построено 27 тыс. км. Железных дорог, в том числе крупнейшая в стране Транссибирская магистраль.

Однако замыслам Витте полностью осуществиться не удалось. Ощутимые удары по ним нанесли мировой экономический кризис, а также начавшаяся в 1904 г. русско-японская война. Причины неудач экономических преобразований Витте заключались в другом - сохранение самодержавной политической системы. Витте был неуклонным сторонником самодержавия. Буржуазный парламентский строй он считал нежизнеспособным, негативно относился к народному представительству, земствам, к конституции. В дальнейшем его двойственная политика на учрежденном в 1905 году посту председателя Совета Министров не снискала ему популярности ни среди либералов, ни в консервативных кругах и 14 апреля 1906 г. Витте был вынужден уйти в отставку.

С 1905 важным элементом экономической политики царского правительства становится отказ от приоритета промышленного развития страны и усиление внимания к аграрному сектору экономики. Этот период российской истории связан с новой попыткой экономических реформ, главным идеологом которых был П.А. Столыпин. Аграрная политика Столыпина начала свое законодательное выражение в указе от 9 ноября 1906 года, законе от 14 июля 1910 года, а также положении "О землеустройстве" от 29 мая 1911 года. Суть ее сводилась к следующему: общинное пользование землей ликвидировалось, крестьянам предоставлялось право выйти из общины и закрепить выделенный после выхода надел в частную собственность. По ст. 12 и 13 указа 1906 года крестьяне получали также право продать свой надел (полностью или частично) или потребовать соединить все его разбросанные в разных местах полосы в один участок (отруб), то есть создать отрубное хозяйство. В том случае, если на отруб переносилось и жилье крестьянина, создавалось хуторское хозяйство. Важнейшим звеном аграрной реформы было переселение части крестьян из центральных областей на окраины страны: Сибирь, Среднюю Азию, Северный Кавказ. Отменялись и некоторые правовые ограничения крестьян. В частности, отменялись телесные наказания крестьян по приговору волостных крестьянских судов. Было запрещено отдавать неисправного должника на принудительные общественные работы. Отменялось право земских начальников самовольно штрафовать крестьян.

Как же оценивать столыпинскую аграрную реформу? Оценки Столыпина, особенно в публицистике, далеко неравнозначны. Безусловно, в столыпинской аграрной реформе было немало прогрессивных моментов (новое землеустройство давало определенные предпосылки для развития капитализма в деревне, реформа способствовала увеличению товарности в сельском хозяйстве, положительное значение для развития капитализма вширь имело заселение окраин). Однако оснований для идеализации аграрной реформы Столыпина и утверждения о так называемом "столыпинском пути" как образце аграрного развития нет, ибо:

1) реформа не затронула вообще помещичье землевладение;

2) вряд ли можно считать Столыпина отцом фермерских хозяйств России, ибо полностью ликвидировать крестьянскую общину не удалось: из общины выделилась лишь пятая часть крестьянских дворов. Крестьяне в основной массе были настроены против выхода из общины, поскольку при сохранении помещичьего землевладения община давала и социальную защиту;

3) доля зажиточных, состоятельных крестьян в ходе реформы не увеличилась, а даже уменьшилась


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: