1. Какой период истории России получил название «бироновщины»?
а) 1725-1727 гг.; б) 1730-1740 гг.; в) 1741-1760 гг.; г) 1762-1796 гг.
2.Чем закончилось участие России в Семилетней войне?
а) Россия и Пруссия заключили Ясский мир;
б) Россия и ее союзники Саксония и Франция одержали победу на Пруссией и ее союзниками;
в) Россия разорвала союз с Австрией и заключила союз с прежним противником — Пруссией;
г) Россия в союзе с Пруссией и Великобританией одержала победу над Австрией и заняла ее столицу — Вену.
3. В каком году произошло взятие русскими войсками крепости Измаил?
а) в 1735 г.; б) в 1775 г.; в) в 1783 г.; г) в 1790 г.
4.Какое событие в экономической жизни России произошло в 1753 г.?
а) недворянам было разрешено создавать мануфактуры;
б) введена подушная подать;
в) был открыт первый коммерческий банк;
г) отменены внутренние таможни.
5. Когда произошло восстание под руководством Е. И. Пугачева?
а) в 1754-1758 гг.; б) в 1762-1765 гг.; в) в 1773-1775 гг.; г) в 1775-1778 гг.
6.Когда произошел дворцовый переворот, закончившийся свержением Петра III?
|
|
а) в 1727 г.; б) в 1730 г.; в) в 1741 г.; г) в 1762 г.
7.С какой страной Россия заключила Кючук-Кайнарджийский мир?
а) с Австрией; б) с Турцией; в) со Швецией; г) с Польшей.
8. Какие земли Россия получила в результате второго раздела Польши?
а) центральную часть Белоруссии с Минском и Правобережную Украину;
б) Западную Белоруссию, центральную часть Украины, Литву и Курляндию;
в) Восточную Белоруссию и юго-восточную Латвию;
г) Северное Причерноморье с Очаковом и Аккерманом.
9. С кем из западноевропейских философов переписывалась Екатерина II?
а) с И. Ньютоном; б) с Вольтером; в) с Дж. Локком; г) с А. Сен-Симоном.
10.Кто из художников работал в первой четверти XVIII в.?
а) В. Л. Боровиковский; б) И. П. Аргунов; в) И. Н. Никитин; г) А. Г. Венецианов.
11. Какие из мероприятий Екатерины II можно отнести к политике «просвещенного абсолютизма»?
а) присоединение к России Северного Причерноморья;
б) созыв Уложенной комиссии;
в) запрет крестьянам жаловаться императрице на помещиков;
г) губернская реформа.
12. Какой правительственный орган был создан при Анне Ивановне?
а) Сенат; б) Совет министров; в) Кабинет министров; г) Государственный совет.
13. В чье правление был принят указ о трехдневной барщине?
а) Петра III; б) Екатерины II; в) Елизаветы Петровны; г) Павла I.
14. Какое здание не относится к классицизму?
а) здание Московского университета; б) Таврический дворец;
в) дом Пашкова; г) Смольный монастырь.
15. Кто был автором портретов воспитанниц Смольного института?
а) Д. Г. Левицкий; б) А. П. Антропов; в) Ф. С. Рокотов; г) А. П. Лосенко.
16.Какие народы вошли в состав Российской империи во второй половине XVIII в.?
|
|
1) крымские татары; 2) белорусы; 3) поляки;
4) литовцы; 5) молдаване; 6) армяне.
Укажите верный ответ:
а) 1,2, 3,5; 6)2,4,5; в) 1,2, 3,4; г) 3, 4, 5, 6.
17. Когда был открыт Московский университет?
а) в 1725г.; б) в 1736г.; в) в 1755г.; г) в 1762 г.
18 Кто из русских военачальников прославился во время русско-турецких войн второй половины
XVIII в.?
а) П. С. Нахимов; б) Ф. М. Апраксин; в) П. А. Румянцев; г) Б. X. Миних.
19.Что явилось поводом к началу русско-турецкой войны 1787-1791 гг.?
а) отказ Турции пропускать русские суда через проливы Босфор и Дарданеллы;
б) ввод русских войск в Дунайские княжества;
в) захват турками крепости Кинбурн;
г) присоединение к России Крымского ханства.
20.Чье литературное творчество относится к направлению сентиментализма?
а) В. К. Тредиаковского; б) Н. М. Карамзина;в) Г. Р. Державина; г) Д. И. Фонвизина.
21.Какое положение содержится в «Жалованной грамоте дворянству» Екатерины II?
а) право дворян освобождать своих крестьян за выкуп;
б) право дворян казнить крестьян без суда и следствия;
в) право дворян подавать коллективные петиции императрице с предложениями об усовершенствовании управления государством;
г) право дворян создавать дворянские общества в губерниях и уездах.
22 У кого из представителей русской знати был знаменитый крепостной театр?
а) у Меншиковых; б) у Долгоруких; в) у Шереметевых; г) у А. Остермана.
23. Что такое секуляризация?
а) система наказаний для нижних чинов армии;
б) право помещика на исключительное владение землей и крестьянами;
в) перевод церковных земельных владений в собственность государства;
г) трудовая повинность для городских жителей.
24. Какое положение содержал указ о престолонаследии, изданный Павлом I?
а) император мог передавать свой престол любому из наследников;
б) престол мог переходить только по мужской линии;
в) престол мог переходить к старшему из наследников как по мужской, так и по женской линии;
г) вопрос о наследнике царя решал Земский собор.
25.В чьих произведениях содержалась критика самодержавия и крепостничества?
а) М. Смотрицкого; б) А. Н. Радищева; в) Г. Р. Державина; г) А. Т. Болотова.
26.Кто командовал русской армией в Северной Италии в 1799 г.?
а) М. И. Кутузов; б) Ф. Ф. Ушаков; в) Г. А. Потемкин; г) А. В. Суворов.
27.Какие положения включала реформа образования, проведенная Екатериной II?
а) создание уездных училищ и губернских гимназий;
б) открытие университетов в каждой из губерний;
в) разрешение детям крепостных крестьян и горожан поступать в университеты;
г) разрешение только дворянам обучаться в средних и высших учебных заведениях.
28.В результате какого события к власти пришла Елизавета Петровна?
а) переворота, отстранившего от власти ее мужа Петра III;
б) переворота, отстранившего от власти регентов младенца Ивана VI;
в) согласно завещанию ее отца Петра I;
г) согласно завещанию ее тетки Анны Ивановны.
29. В каком сражении не принимал участие А. В. Суворов?
а) у реки Рымник;
б) при Фокшанах;
в) у реки Кагул;
г) у перевала Сен-Готард.
30. Какие положения характеризуют кризис крепостнической системы во второй половине XVIII в.?
1) резкое падение промышленного производства;
2) увеличение барщины и оброка;
3) низкая покупательная способность крестьян;
4) обезземеливание крестьян;
5) разрушение натурального характера помещичьего и крестьянского хозяйства;
6) отставание России в военно-технической области.
Укажите верный ответ:
а) 2, 3, 5; 6)1,4,5; в) 1,2, 4, 6; г) 3, 4, 5, 6.
31.Какой город подвергся длительной осаде войск Е. И. Пугачева?
а) Оренбург; б) Орел; в) Тобольск; г) Гурьев.
32. Какие последствия имел указ Петра I о престолонаследии?
а) стабилизация внутриполитического положения России в середине XVIII в.;
б) частая смена монархов на русском престоле, нередко происходившая путем дворцовых переворотов;
|
|
в) лишение престола сына Петра I царевича Алексея;
г) ослабление влияния при дворе гвардейских дворянских полков.
33.Какой орган был создан Екатериной I в 1726 г.?
а) Уложенная комиссия; б) Совет министров;
в) Тайная канцелярия; г) Верховный тайный совет.
34 Из какого документа взят приведенный отрывок?
«Подтверждаем благородным, находящимся в службе, дозволение службы продолжать и от службы просить увольнения по сделанным нато правилам. Благородному свободная власть и воля оставляется, быв первым приобретателем какого имения, благоприобретенное им имение дарить, или завещать в приданые или на прожиток отдать, или передать, или продать, кому заблагорассудит. Благородным дозволяется иметь фабрики и заводы по деревням. Без суда да не лишится благородный имения. Без суда да не лишится благородный жизни»,
а) Генеральный регламент; б) «Жалованная грамота городам»;
в) «Жалованная грамота дворянству»; г) «Наказ» Екатерины II.
35.Что позволило Анне Ивановне разорвать Кондиции, предложенные ей верховниками?
а) поддержка со стороны высшей знати;
б) поддержка простого народа;
в) поддержка рядового дворянства и гвардии;
г) восстание горожан в Петербурге.
36. Какое сословие не относилось к податным?
а) государственные крестьяне; б) духовенство;
в) мещане; г) крепостные крестьяне.
37.Что было одной из причин начала восстания под предводительством Е. И. Пугачева?
а) голод, охвативший Поволжье;
б) введение подушной подати;
в) усиление власти и произвола помещиков в отношении крестьян;
г) указ Екатерины II о ликвидации Запорожской Сечи.
38. Какая черта характерна для политики Павла I?
а) расширение вольностей и прав дворянства;
б) поддержка революционного движения в Европе;
в) ограничение дворянских прав и вольностей;
г) особое внимание развитию промышленности и торговли, финансовая поддержка купечества.
39.Какова была цель создания Вольного экономического общества?
а) разработка планов индустриализации страны;
|
|
б) подготовка экономических указов, принимавшихся Екатериной II;
в) оказание помощи помещикам в освоении новейшего опыта ведения сельского хозяйства;
г) постепенный выкуп крепостных крестьян на волю.
40. Какие мероприятия относятся ко времени правления Елизаветы Петровны?
а) ограничение службы дворян 25 годами;
б) восстановление патриаршества; в) прием в подданство России казахского Младшего жуза;
г) восстановление полномочий Правительствующего Сената и деятельности коллегий.
Раздел В
1. Определите хронологический порядок правления русских монархов.
а) Петр II; б) Петр III; в) Анна Ивановна; г) Екатерина I; д) Екатерина II.
2. Прочитайте отрывок из письма Екатерины II и напишите, о каком сражении в нем идет речь.
«Мой флот... под командою графа Алексея Орлова, разбив неприятельский флот, сжег его совершенно... Около ста кораблей всякого рода превратились в прах... Я всегда говорила: эти герои рождены для великих дел... Он не колебался и нашел умы в таком расположении, что единодушно было решено: победить или умереть. Огонь был страшный с той и другой стороны в продолжение нескольких часов. Корабли подходили друг к другу так близко, что ружейный огонь смешивался с огнем из пушек. Граф Алексей, видя в пылу сражения адмиральские корабли на воздухе, считал своего брата погибшим. Тогда он почувствовал, что он человек, и упал в обморок, но скоро пришедши в себя, он приказал поднять все паруса и бросился своим кораблем на неприятеля...» Ответ:__________________________________________________.
3. Прочитайте отрывок из исторического документа и напишите его название.
«Обещаемся, что целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит, того ради мы ныне уже учрежденный Верховный тайный Совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного Совета согласия:
— Ни с кем войны не всчинять.
— Миру не заключать.
—Верные наших подданных никакими новыми податями не отягощать...» Ответ:______________________________________________.
4. Прочитайте отрывок из произведения, принадлежащего императрице Екатерине II, и напишите его название.
«— Равенство всех граждан состоит в том, чтобы все подвержены были тем же законам...
— Вольность есть право все то делать, что законы дозволяют...
— Приложить должно более старания к тому, чтобы вселить узаконениями добрые нравы в граждан, нежели привести дух их в уныние казнями...
— Приговоры судей должны быть народу ведомы, так как и доказательства преступлений, чтобы всяк из граждан мог сказать, что он живет под защитою законов...
— Человека не можно почитать виноватым прежде приговора судейского, и законы не могут его лишить защиты своей, прежде нежели доказано будет, что он нарушил оные...
— Самое надлежащее обуздание от преступлений есть не строгость наказания, но когда люди подлинно знают, что преступающий законы непременно будет наказан...
— Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели наказывать...
— Хотите ли предупредить преступления? Сделайте, чтоб законы меньше благодетельствовали разным между гражданами чинам, нежели всякому особо гражданину. Сделайте, чтоб люди боялись законов и никого бы, кроме их, не боялись. Сделайте, чтоб просвещение распространилось между людьми».
Ответ:_______________________________________________.
5. Прочитайте отрывок из сочинения В. О. Ключевского и напишите, о ком из русских монархов в нем идет речь.
«Живая и веселая, но не спускавшая глаз с самой себя, при этом крупная и стройная, с красивым круглым и вечно цветущим лицом, она любила производить впечатление. Наиболее законная из всех преемников и преемниц Петра I, но поднятая на престол мятежными гвардейскими штыками, она строила дворцы в двадцать четыре часа и в двое суток проезжала тогдашний путь от Москвы до Петербурга, исправно платя за каждую загнанную лошадь. Мирная и беззаботная, она была вынуждена воевать чуть не половину своего царствования, побеждала первого стратега того времени Фридриха Великого, брала Берлин, уложила пропасть солдат на полях Цорндорфа и Кунерсдорфа, но с правления царевны Софьи никогда на Руси не жилось так легко, и ни одно царствование не оставляло по себе такого приятного воспоминания». Ответ: ____________________________________________.
6. Соотнесите имена и произведения.
1) М. Ф. Казаков а) ограда Летнего сада в Петербурге;
2) Б. Растрелли б) памятник Петру I («Медный всадник»);
3) Ю. Фельтен в) Екатерининский дворец в Царском Селе;
4) В. И. Баженов г) здание Сената в Московском Кремле;
д) дом П. Е. Пашкова в Москве.
7. Прочитайте отрывок из исторического документа и напишите имя его автора.
«Божиею милостию мы, Петр Третий, император и самодержец Всероссийский и прочая, и прочая, и прочая. Объявляется во всенародное известие. Жалуем сим имянным указом с монаршеским и отеческим нашим милосердием всех, находившихся прежде в крестьянстве, в подданстве помещиков, быть верноподданными собственной нашей короны рабами, и награждаем вольностию и свободою и вечно казаками, не требуя рекрутских наборов, подушных и прочих денежных податей, владением земель, лесными, сенокосными угодьями, и освобождаем всех от прежде чинимых от дворян и градских мздоимцев-судей всем крестьянам налагаемых податей и отягощениев. И желаем вам спокойной в свете жизни, для которой мы вкусили и претерпели от прописанных злодеев дворян странствие и немалое бедствие».
Ответ:______________________________________________.
8.Соотнесите термины и определения.
1) приписные а) бедные, иногда не имеющие своих дворов крестьяне, крестьяне;
Несли меньшие повинности по сравнению с другими;
2) работные б) крестьяне, которые вместо уплаты подати должны люди;
были работать на казенных или частных заводах;
3) бобыли; в) вольнонаемные рабочие на мануфактурах;
4) экономичес- г) нерусские народности, которые платили натуральный налог;
д) государственные крестьяне, к которым относились бывшие монастырские и церковные крестьяне.
9. Соотнесите имена исторических деятелей и сферы их деятельности.
1) М. В. Ломоносов; а) дипломатия;
2) А. А. Безбородко; б) скульптура;
3) П. А. Румянцев; в) военное дело;
4) Э. М. Фальконе. г) наука;
д) промышленность.