Сравните внешнюю политику СССР при И.В. Сталине и послевоенные годы при Н.С. Хрущеве в 1955-1964 гг

В 1955 г. в Варшаве был подписан договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и европейскими социалистическими странами. Участниками Ор­ганизации Варшавского Договора (ОВД) стали Советский Союз, Поль­ша, Румыния, Болгария, Албания, Венгрия, ГДР и Чехословакия.

1954-1956 гг. велись переговоры об установлении межгосударственных отношений с несколькими стра­нами Европы и Азии. Результатом переговоров явилось восстановление дипломатических связей с Австрией и Федеративной Республикой Гер­мании. Было подписано соглашение о прекращении состояния войны между СССР и Японией (1956 г.). Между ними восстанавливались ди­пломатические и торговые отношения.

Предпринимались меры по нор­мализации советско-югославских контактов. Подписанная в 1955 г. представителями СССР и Югославии декларация намечала сотрудниче­ство сторон в области экономики, науки и культуры. К концу 50-х го­дов СССР бьш связан торговыми договорами более чем с 70 мировыми державами.

Уделялось большое внимание развитию взаимоотношений с государ­ствами “третьего мира”

Вторая половина 50-х годов была временем дальнейшей активизации СССР на международной арене. Стабильный характер приобрели отно­шения с социалистическими государствами, к числу которых присоеди­нилась Куба. Основными направлениями взаимного сотрудничества бы­ли: внешняя торговля, координация народнохозяйственных планов, кон­такты в области научно-технической политики, культурные связи. Глав­ным центром межэкономических отношений оставался СЭВ. Возросла помощь Советского Союза в строительстве промышленных и других объектов на территории соцстран. Вместе с тем во взаимоотношениях государств все чаще появлялись конфликтные ситуации. Одна из при­чин этого заключалась в отступлении СССР от провозглашенных им принципов взаимного сотрудничества.

Либерализация внешнеполитического курса была тесно связана с появлением новых форм межгосударственных отношений. В частности, получили развитие прямые контакты руководителей СССР с главами других государств. Одну из задач своей деятельности в области внешней политики Н.С. Хрущев видел в том, чтобы добиться сокращения воору­жений и прекращения испытаний атомного оружия. Предпринимались попытки достигнуть договоренности с Западом по проблемам разоруже­ния. Представители Советского Союза в ООН выступали с инициатива­ми, направленными на сокращение обычных вооружений и запрещение ядерного оружия. В СССР были осуществлены конкретные меры по разоружению: уменьшены военные расходы и численность вооруженных сил, введен мораторий на испытания атомного и водородного оружия.

В 1963 г. в Москве состоялось подписание договора между СССР, США и Англией о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфе­ре, в космическом пространстве и под водой. В короткие сроки к Мос­ковскому договору присоединилось свыше ста государств. Расширение политических и экономических связей с другими странами, развитие личных контактов глав государств привели к кратковременному смяг­чению международной обстановки.

Внешняя политика при Сталине в послевоенные годы.

1. Изменения на международной арене.

2. Начало “холодной войны”.

3. СССР и страны Восточной Европы.

1.Внешнеполитическая деятель­ность Советского государства во второй половине 40-х годов соверша­лась в обстановке глубоких перемен на международной арене. Победа в Отечественной войне повысила авторитет СССР. В 1945 г. он имел ди­пломатические отношения с 52 государствами (против 26 в предвоенные годы). Советский Союз принимал активное участие в решении важней­ших международных вопросов, и прежде всего в урегулировании после­военного положения в Европе.

Между СССР и странами Восточной Европы были заключены дого­воры о дружбе и взаимной помощи. Идентичные договоры связали Со­ветский Союз с ГДР, созданной на территории Восточной Германии, Корейской Народно-Демократической Республикой (КНДР) и Китай­ской Народной Республикой (КНР). Соглашения с Китаем предусмат­ривало оказание ему кредита в размере 300 млн. долларов.

Подтвержда­лось право СССР и Китая на пользование бывшей КВЖД. Страны дос­тигли договоренности о совместных действиях в случае агрессии со стороны какого-либо из государств. Были установлены дипломатиче­ские отношения с государствами, получившими независимость в резуль­тате развернувшейся в них национально-освободительной борьбы (так называемые развивающиеся страны).

2. С окончанием Отечественной войны произошли изменения во взаимоотношениях СССР с бывшими союзни­ками по антигитлеровской коалиции. “Холодная война” – такое назва­ние получил внешнеполитический курс, проводимый обеими сторонами в отношении друг друга в период второй половины 40-х – начале 90-х годов. Он характеризовался прежде всего враждебными политическими акциями сторон. Для решения международных проблем использовались силовые приемы. Министрами иностранных дел СССР начального пе­риода “холодной войны” были В.М. Молотов, а с 1949 г. – А.Л. Вы­шинский.

Конфронтация сторон отчетливо проявилась в 1947 г. в связи с вы­двинутым США планом Маршалла. Разработанная госсекретарем США Дж. Маршаллом программа предусматривала оказание экономической помощи европейским странам, пострадавшим в годы второй мировой войны. Для участия в конференции по этому поводу были приглашены СССР и страны народной демократии. Советское правительство расце­нило план Маршалла как оружие антисоветской политики и отказалось от участия в конференции. По его настоянию об отказе участвовать в плане Маршалла заявили и приглашенные на конференцию страны Вос­точной Европы.

Одной из форм проявления “холодной войны” стало формирование политических и военно-политических блоков. В 1949 г. был создан Се­вероатлантический союз (НАТО). В его состав вошли США, Канада и несколько государств Западной Европы. Спустя два года состоялось подписание военно-политического союза между США, Австралией и Новой Зеландией (АНЗЮС). Образование этих блоков способствовало укреплению позиций США в разных регионах мира.

Наибольшей остроты конфронтация бывших союзников достигла на рубеже 40-50-х годов в связи с корейской войной. В 1950 г. руково­дство Корейской Народно-Демократической Республики сделало по­пытку объединить под своим началом два корейских государства

3. Одним из ведущих направле­ний внешней политики в послевоенные годы являлось установление дружественных взаимоотношений с государствами Восточной Европы. Советская дипломатия оказывала помощь Болгарии, Венгрии и Румы­нии при подготовке мирных договоров с ними (подписаны в Париже в 1947 г.). В соответствии с торговыми соглашениями Советский Союз поставлял восточно-европейским государствам на льготных условиях зерно, сырье для промышленности, удобрения для сельского хозяйства.

Основные направления взаимоотношений между СССР и восточно­европейскими странами были определены двусторонними договорами между ними. Предусматривалась военная и иные виды помощи в случае, если одна из сторон окажется вовлеченной в военные действия. Наме­чалось развитие экономических и культурных связей, проведение кон­ференций по международным вопросам, затрагивающим интересы дого­варивающихся сторон.

Итоги внешнеполитической деятельности СССР во второй половине 40-х – начале 50-х годов были противоречивы. Окрепли его позиции на международной арене. В то же время политика конфронтации Востока и Запада в значительной мере способствовала росту напряженности в мире.

Насколько я поняла сходства - это стремление сохранять дипломатические отношения со всеми странами на международной арене, урегулировать конфликты, заключать новые договоры в том числе и торговые. Также сходство - ведение холодной войны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: