Основные направления развития политической системы Российской Федерации

Современная эпоха характеризуется определенной тенденцией к увеличению числа демократических режимов. Некоторые режимы являются переходными от авторитарных к демократическим. Для большинства стран СНГ характерны переходные режимы с элементами формальной и (или) «управляемой демократии».

Радикальные реформы в России 1990-х гг. вызвали распад авторитарно-бюрократического строя, советской политической системы. На современном этапе осуществляется переход к плюралистической демократии, сопровождаемый сложными политическими, культурными и нравственными процессами.

Для политической системы российского общества на современном этапе характерно переходное состояние от тоталитаризма к демократии.

Механизм трансформации российской политической системы включает в себя следующие моменты:

– концентрация политической власти в «одних руках» сменяется принципом разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

– однопартийная политическая система (в лице КПСС) сменяется многопартийной (например, в результате выборов 2003 г. (как по общефедеральному, так и одномандатным округам) в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации из ее 450 мест наибольшее количество получили представители «Единой России» (304), далее – КПРФ (53), ЛДПР (38), «Родина» (37), «Яблоко» (4), СПС (3), Аграрная партия (3) и т. д.);

– политический и идеологический монополизм сменяется политическим плюрализмом, подданный государства становится самостоятельным независимым гражданином (в конце 90-х гг. XX в. Министерством юстиции Российской Федерации было зарегистрировано более 80 политических партий).

Демократизация российской общественной жизни ведет к устранению монополии центрального аппарата на власть, преодолению отчуждения социальных общностей, личностей от политической власти, всех элементов политической системы Российской Федерации.

Изменяется соотношение государства и личности. Так, государство призвано гарантировать свободу, демократическую жизнь человека. Главным элементом политической системы демократического государства является человек как политический субъект.

На протяжении своего исторического развития Россия не знала прямой представительной демократии. Лозунги о способности масс к непосредственному участию в управлении, регулированию общественно-политического процесса, выражению воли и формированию общегражданского, общегосударственного интереса были формальными, показными. Представитель народа в депутатском органе оказывался несвободным от аппарата исполнительных органов, несамостоятельным, лишенным права проводить волю избравших его людей.

Отдельные попытки внедрения в политическую систему механизмов демократии – гласности, открытости – пресекались, жестоко преследовалась любая оппозиция правящему режиму.

Создание новой демократической стабильности и эффективной политической системы – длительный и весьма сложный процесс, так как должны стать объективной реальностью активно действующие политические институты, новые политические нормы, политический режим свободного общества, практика политического плюрализма.

11 билет

1) Принятие христианства и его значение на Руси

Важнейшим мероприятием, проведенным князем Владимиром (980-1015), явилась религиозная реформа.

Проводя религиозную реформу, князь Владимир стремился укрепить государство, сплотить разрушавшийся межплеменной союз и сохранить в нем господствующие позиции киевской знати.

Было предпринято 2 попытки религиозной реформы:

1) языческая реформа 980 г., которая не решила поставленных перед ней задач. Суть ее заключалась в том, чтобы собрать всех богов, которым поклонялись различные племена, и составить в Киеве пантеон, обязательный для всего государства;

2) введение христианства (988).

Историки называют различные причины обращения Владимира именно к христианству. По мнению ряда ученых, при крещении Руси Владимир руководствовался не только соображениями государственной пользы. Он обратился к христианству искренне. Возможно, в результате раскаяния в совершенных злодеяниях (убийство брата Ярополка, княжившего в Киеве, и захват киевского престола), усталости от разгульной жизни (Владимир проводил много времени в шумных попойках за пиршественным столом и в покоях своих многочисленных жен и рабынь-наложниц), ощущения духовной пустоты. Став христианином, Владимир крестил и Русь. На это решение повлияло и стремление киевского князя упрочить внешнеполитическое положение Руси. В любых сношениях с христианскими государствами языческая держава неизбежно оказывалась неравноправным партнером, с чем Владимир не хотел мириться.

Киевляне, среди которых было немало христиан, восприняли переход в «греческую веру» без явного сопротивления. Спокойно отнеслись к крещению жители южных и западных городов Руси, часто общавшиеся с иноверцами и жившие в многоязычной, многоплеменной среде.

Гораздо большее сопротивление религиозные новшества встретили на севере и востоке. Так, новгородцы взбунтовались против присланного в город епископа Иоакима (991), высмеивавшего языческие верования. Для их покорения Владимир послал отряды, возглавляемые Добрыней и Путятой: «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем». Жители Мурома отказались впустить в город сына Владимира, князя Глеба, и заявили о своем желании сохранить религию предков. Сходные конфликты возникали и в других городах Новгородской и Ростовской земель.

Причины сопротивления северных городов христианизации:

• там сложилась религиозная языческая организация (регулярные и устойчивые ритуалы, обособленные группы жрецов - волхвов, кудесников);

• настороженное отношение новгородцев и ростовчан ко всем распоряжениям, исходившим из Киева.

Однако далеко не сразу христианство утвердилось в сознании людей, особенно в деревнях. На протяжении веков сохранялось двоеверие Руси: христианская вера сочеталась с верой в прежних языческих богов. Стремясь облегчить славянам принятие христианства, церковь освятила некоторые языческие праздники. Так, языческим по происхождению является праздник масленицы. Праздник Ивана Купалы, знаменовавший приход лета, слился с днем святого Иоанна Крестителя. Поклонение громовержцу Перуну сменилось почитанием Ильи Пророка, покровителем скота вместо Велеса стал святой Власий. Эти верования прочно вошли в русское христианство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: