Политическая идеология выполняет также следующие функции:
· нормативная или ориентационная – задает систему смыслов и ориентацией человеческой деятельности;
· мобилизирующая – мобилизирует общество, социальные группы на реализацию поставленных целей;
· интеграционная – сплачивает людей, формирует политическое сообщество, способствует возникновению чувства коллективного “мы”;
· критическая – способствует критическому осмыслению действительности;
· когнитивная – дает знания об обществе и в то же время, отражает противоречия породившего данную идеологию общества;
· компенсаторная или амортизационная – способствует ослаблению социальной напряженности, вселяет надежду на благополучное изменение существующего бытия.
· прогностическая – определяет ближайшие и конечные цели.
Идеологии присущи следующие черты:
Функции политической идеологии
Легитинизационная-оправданная власть или притязания тех или иных политических сил на власть.
Интегративная-объединяет людей в группы, консолидирует общество.
|
|
Познавательно-ориентационная-выражается в том, что любая идеология, хотя и является «ложным сознанием», все же стремится дать своим носителям определенное представление о существующей социальной действительности, так или иначе объяснить происходящие в ней процессы и, возможно, выявить тенденции их развития.
Прагматическая, или оправдывающая-выражается в том, что по своей природе как социального феномена идеологии призваны либо защищать существующий социальный порядок, либо обосновывать необходимость внесения в него определенных, вплоть до кардинальных, изменений с целью его приспособления к интересам определенных групп людей.
Мобилизационная функция политической идеологии выражается в побуждении людей к действию, к реализации обоснованных в идеологии социальных идей, ценностей и целей.
Нормативная-очерчивает критерии оценки политических явлений, событий, норм, социального поведения.
Социально-психологическая(компенсаторная)-создает социальный комфорт, компенсирует неудовлетворенность жизнью.
спекулятивность – своеобразный примат идей, воспаряющих над реальностью и производных от ее интересов. Идеи превращаются в руководящий, направляющий, определяющий относительно действительности параметр;
иллюзорность – отсутствие рефлексии и понимания реальных источников идей на фоне демонстрации предметов такими, какими они идеологам кажутся. Идеологический процесс есть творение человеческой головы, в корне своем мистифицированный, ложный;
догматичность;
апологетичность – неспособная к изменениям, прогрессивной самокоррекции согласно требованиям жизненных реалий идеология является защитницей принятой (заданной) линии, по своей сути она противостоит критицизму и в данном отношении сближается с мифом; процесс идеологического творчества становится процессом производства идеологем, смыкается с мифотворчеством;авторитарность – обслуживая частные субъективные интересы, идеология приписывает им всеобщность, выдавая за универсальные;
|
|
депрессивность – подведение явлений под искусственные доктринальные схемы не может не сопровождаться профилактическим применением силы
Уровни функционирования политической идеологии.
-Теоретико-концептуальный уровень политической идеологии образуют литературные сочинения — статьи, монографии, доклады, диссертации и т.п.
-На программно-политическом уровне общие идейные принципы и политические установки трансформируются в политические программы, конкретные социальные требования и лозунги.
-Наактуализированном(обыденном, житейском,)уровне идеология выступает в качестве психологических феноменов индивидуального и группового сознания и проявляет себя в виде устных суждений относительно тех или иных явлений общественной жизни и в различных формах политической активности (или пассивности) ее носителей.
Таким образом, политическая идеология является важным элементом политического сознания общества. Она избирательно интегрируется в процессе политической практики в массовое политическое сознание в форме убеждений, выступает по отношению к массовому сознанию его теоретическим субстратом.
Таким образом, от отрицания идеологии как ложного сознания марксизм в ХХ в. вернулся к идеям де Траси об особой идеологии как истинном знании, способном преобразовать мир. Реализуя на практике эту концепцию, коммунистические партии поставили идеологию во главу угла. Идеология нового правящего класса – номенклатуры – стала демиургом, секуляризированной религией, доминирующей и над экономикой, и над политикой, и над здравым смыслом.