РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, решающих вопросы защиты населения и территорий от ЧС (схема 1).
Организационно РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней:
• федеральный, охватывающий всю территорию Российской Федерации;
• региональный, охватывающий территорию нескольких субъектов Российской Федерации;
• территориальный, охватывающий территорию субъекта Российской Федерации;
• местный, охватывающий территорию района (города, населенного пункта);
• объектовый, охватывающий территорию объекта.
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.
Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслей экономики. Таких подсистем насчитывается более трех десятков.
Каждый уровень РСЧС имеет: координирующие органы; постоянно действующие органы управления, уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от ЧС; органы повседневного управления; силы и средства; финансовые и материальные резервы; системы связи, оповещения, информационного обеспечения. Структура координирующих органов управления РСЧС представлена на схеме 2.
В состав межведомственных комиссий (МВК) включены представители федеральных министерств и ведомств в ранге заместителей министров. В их компетенцию входит решение вопросов, связанных с защитой населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.
Основные задачи МВК:
• формирование и проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС;
• координация деятельности органов исполнительной власти в области разработки проектов законодательных актов и других нормативных правовых документов по вопросам, отнесенным к ее компетенции, а также рассмотрение и представление в установленном порядке этих проектов в Правительство Российской Федерации;
• подготовка предложений по формированию системы экономических, организационно-технических и иных мер, направленных на обеспечение безопасности и защиту населения, территории страны от ЧС;
• проведение единой технической политики в области создания и развития сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС;
• определение основных направлений совершенствования дальнейшего развития РСЧС;
• разработка проектов федеральных целевых и научно-технических программ по предупреждению ЧС, защите населения и территории страны от ЧС, координации работ по выполнению этих программ;
• координация деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при ликвидации ЧС (социально-экономическая и правовая защита, медицинская реабилитация граждан, пострадавших в результате аварий, катастроф, стихийных и иных бедствий, а также лиц, принимавших участие в ликвидации ЧС);
• определение основных направлений международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации ЧС.
Решения МВК обязательны для исполнения всеми федеральными министерствами и ведомствами, входящими в ее состав, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Основные задачи КЧС органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления:
• контроль за осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, а также по обеспечению надежности работы потенциально опасных объектов в условиях ЧС;
• наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов, прогнозирование ЧС;
• обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям в ЧС, а также создание и поддержание в состоянии готовности пунктов управления;
• разработка нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от ЧС;
• разработка и осуществление федеральных целевых и научно-технических программ, разработка и реализация территориальных программ по предупреждению и ликвидации ЧС;
• создание резервов финансовых и материальных средств на случай возникновения ЧС;
• взаимодействие с другими КЧС, военным командованием и общественными объединениями по предупреждению и ликвидации ЧС;
• руководство работами по ликвидации ЧС;
• планирование и организация эвакуации населения из районов ЧС, размещения его в безопасной зоне и возвращения в места постоянного проживания;
• сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от ЧС;
• руководство подготовкой населения, должностных лиц органов управления и сил РСЧС к действиям в ЧС.
Необходимо подчеркнуть, что в КЧС входят ответственные представители соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления, что позволяет заблаговременно реализовать меры по предупреждению ЧС, а в экстремальных условиях - оперативно мобилизовать ресурсы соответствующей территории и эффективно ликвидировать ЧС.
Задачи объектовых КЧС:
• руководство разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению ЧС, повышению надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости функционирования организаций и объектов при возникновении ЧС;
• организация работ по созданию на потенциально опасных объектах и поддержанию в состоянии готовности локальных систем контроля и оповещения;
• обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям при ЧС, руководство ликвидацией ЧС и эвакуацией персонала организаций и объектов;
• руководство созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
• организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также персонала организаций и объектов к действиям в ЧС.
Постоянно действующими органами управления РСЧС являются органы управления ГОЧС, структура которых приведена на схеме 3.