Техника безопасности при тушении пожаров

Охрана труда в пожарной охране регламентируется системой стандар­тов безопасности труда, санитарными нормами и соответствующими ведом­ственными документами «Правилами по технике безопасности в пожарной охране МВД СССР».

Руководство и ответственность за правильную постановку работы по технике безопасности, за соблюдение действующего законодательства, вы­полнение решений вышестоящих орга­низаций и требований правил тех­ники безопасности возлагается:

в пожарных частях — на началь­ников частей;


в дежурных караулах — на на­чальников караулов;

в отделениях — на командиров от­делений;

при проведении занятий, учений, соревнований и при работе на по­жаре — на руководителей занятий, учений, соревнований, руководителей тушения пожаров и лиц начальствую­щего состава, обеспечивающих вы­полнение работ на порученном участ­ке.

В период боевых действий каждо­му его участнику может угрожать опасность.

Рассмотрим основные меры без­опасности на отдельных этапах боевой работы пожарных подразделений.

При выезде и следовании на пожар. При сборе по тревоге пожарные не должны останавливаться в потоке, избегать толкотни. При спуске по стол­бу немедленно освободить место, т. е. быстро отойти от столба. Очередно­му пожарному можно спускаться толь­ко тогда, когда предшествующий ото­шел от столба.

Посадка в пожарные автомобили, как правило, производится в гараже. Если размеры гаража не позволяют, то посадку могут производить за воротами.

Из ворот автомобиль выезжает только после того, как боевой расчет занял свои места в автомобиле и двери кабины закрыты.

Для предупреждения городского транспорта и населения о выезде пожарных автомобилей из гаража зажигают специально устроенные све­тофоры. Если их нет, постовой у фасада обязан обеспечить безопасный выезд караула, используя специаль­ные световые сигналы или флажки. Водители при выезде обязаны пода­вать предупредительные сигналы, в пути следования использовать прави­ла движения для специальных авто­мобилей, оборудованных звуковым сигналом типа «сирена».

Во время движения пожарных ав­томобилей личный состав обязан на­ходиться на местах боевого расчета, на ходу не открывать двери и не становиться на подножки.


По прибытии к месту вызова автомобиль останавливается у обо­чины проезжей части, личный состав выходит из автомобиля только по распоряжению командира отделе­ния.

Запрещается устанавливать авто­мобиль поперек проезжей части доро­ги. Для обеспечения безопасности стоянки пожарный автомобиль в ноч­ное время должен быть освещен габаритными огнями или другим спо­собом.

При боевом развертывании пожар­ные автомобили устанавливаются на безопасном расстоянии и, как пра­вило, с наветренной от пожара сто­роны с целью уменьшения воздейст­вия дыма, газов, искр и теплового излучения. В случае необходимости принимаются меры к защите автомо­билей с применением водяных или пенных струй, экранов или покрывал. Крышку пожарного гидранта открыва­ют специальным крюком или ломом, следят за тем, чтобы крышка не попала на ноги.

Открытое пламя для освещения колодца гидранта применять нельзя, спускаться в колодец можно со спа­сательной веревкой и в средствах индивидуальной защиты органов ды­хания только при необходимости.

Руководитель подразделения выби­рает наиболее короткие, удобные и безопасные пути прокладки рукавных линий, освещая их в ночное время, и указывает их личному составу.

Ствольщику при подъеме с ру­кавной линией на высоту нельзя надевать на себя лямку, присоеди­ненную к стволу, а также подни­мать на высоту рукавную линию, заполненную водой.

Вертикальные рукавные линии закрепляют рукавными задержками из расчета одна задержка на рукав.

Воду в рукавную линию подают после того, как ствольщик занял боевую позицию и закрепил рукав­ную линию.

При проведении разведки и спаса­нии людей рассмотрены вопросы тех­ники безопасности в работе газодымо-защитной службы на пожаре.



Глава 7. Управление силами и средствами на пожаре

Спуск людей по наружным лест­ницам, начиная с третьего этажа и выше, проводят со страховкой спа­сательной веревкой, притом спуск людей по спасательным веревкам мож­но осуществлять лишь тогда, когда другие способы применить невозмож­но.

Спасание или самоспасание можно начинать, убедившись, что длина ве­ревки обеспечивает спуск на землю (стилобат, балкон и т. п), спаса­тельная петля на спасаемом надежно закреплена, а спасательная веревка правильно намотана на карабин.

Не допускается использование для спасания и самоспасания мокрых и не испытанных веревок.

При тушении пожара необходимо помнить, что соблюдение правил тех­ники безопасности при тушении пожа­ра является залогом успешного выпол­нения боевой задачи. При тушении пожаров в зданиях безопасность лич­ного состава прежде всего зависит от прочности строительных конструк­ций, поэтому знание личным соста­вом особенностей поведения конструк­ций в условиях пожара является обязательным.

На пожарах необходимо постоянно принимать меры к снижению воз­действия на конструкции тепла. Не допускать увеличения нагрузки за счет излишне проливаемой воды, своевременно эвакуировать имуще­ство и оборудование, снижать плот­ность дыма в помещении за счет по­дачи тонкораспыленной воды или установки дымососов.

На личный состав, особенно на ствольщиков, воздействует тепловое излучение, которое пожарный в боевой одежде может переносить только в те­чение определенного времени (табл. 6.1).


При интенсивности облучения 500—1000 Вт/м2 наступает граница возможности пребывания человека в этой зоне. Например, при горении штабелей лесоматериалов такая ин­тенсивность наблюдается на расстоя­нии 10—15 м, интенсивность излу­чения достигает 4000—4500 Вт/м2, в этой зоне ствольщик должен рабо­тать в теплоотражательном костюме. При определении позиции ствольщи­ков необходимо определять пути отхо­да.

При работе пожарных на крыше и вообще на высоте необходимо стра­ховаться веревками,использовать тро­сы, пожарные лестницы и т. п. Пере­двигаться по крыше следует осторож­но, придерживаясь за конек. В зимнее время следует быть предельно внимательным. В опасных местах нельзя допускать скопления людей.

Пожарные лестницы применяют таким образом, чтобы обеспечить без­опасный подъем, т. е. если пламя выбивается из окна, лестницу уста­навливают в простенке, при переста­новке лестницы обязательно пре­дупреждают личный состав, подняв­шийся по лестнице, и указывают место, куда переставлена лестница.

При вскрытии и разборке конст­рукций не рекомендуется сбрасывать конструктивные элементы и обломки, при возникновении такой необходи­мости место, куда сбрасывают конст­рукции, охраняют. Разборка конструк­ций не должна мешать боевой работе других подразделений. Вскрывать кон­струкции при наличии в них при­знаков скрытого горения необходимо после подачи стволов.

Если при разборке конструкций имеются газовые, теплофикационные, электрические или другие коммуника­ции и установки, нарушение которых


может привести к угрозе жизни и здо­ровью работающих, а также при работе в пожаро- и взрывоопасных помещениях, прежде всего принимают меры по их отключению или огра­ничению от повреждения.

При тушении пожара в условиях низких температур необходимо орга­низовать своевременную подмену лич­ного состава. На месте пожара долж­ны быть пункты для обогрева и оказа­ния медицинской помощи.

При сильном ветре необходимо следить за окружающей обстановкой, принимая своевременные меры по предупреждению новых очагов пожа­ра, а также защите работающих от окружения огнем, падающих кон­струкций, предусматривать пути пере­дислокации.

При горении нефтепродуктов в ре­зервуарах расстановку техники и лич­ного состава необходимо производить с учетом направления возможного разлива ЛВЖ и ГЖ в случае вски­пания или выброса. Весь личный со­став подразделений, не занятый в ту­шении, необходимо вывести из опасной зоны, а также оповестить весь личный состав о сигнале опасности и направ­лениях выхода из опасной зоны. При тушении таких пожаров всегда на­значается ответственный за технику безопасности из числа начальствую-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: