Экологическая политика в СССР в период 60-90-х годов

Состоянию окружающей природной среды в СССР различные исследователи дают диаметрально противоположную оценку. До распада СССР официальные органы и государ­ственные средства массовой информации проповедовали мощь советской индустрии и гран­диозные планы покорения и преобразования природы, ученые били тревогу по поводу ухуд­шения состояния природной среды во многих регионах. После распада СССР большинство исследователей обрушило поток крайне негативной информации, появились явно заказные трактаты, порочащие абсолютно все, что делалось в СССР в части охраны окружающей сре­ды и рационального природопользования. Можно с уверенностью сказать, что с шестидеся­тых годов в природоохранной политике государства произошли существенные позитивные сдвиги, в чем можно убедиться на основании изложенных ниже фактов.

Рациональное использование, сохранение и воспроизводство природных ресурсов в ус­ловиях высоких темпов развития производства является трудной задачей. За годы советской власти в СССР были вовлечены в хозяйственный оборот колоссальные по объему и разнооб­разию ресурсы. В стране широко применялась такая прогрессивная форма развития произво­дительных сил, освоения и рационального использования природных ресурсов, как экономи­ческое районирование на базе территориально-производственных комплексов. В процессе создания и развития таких комплексов учитывались свойства природной среды, наличие природных и людских ресурсов, обеспечивалось планомерное развитие национальных окра­ин во всех республиках. Развитие, реконструкция, строительство и восстановление городов после войны проводилось на основе генеральных планов, которые составлялись с учетом научно обоснованных санитарно-гигиенических норм и требований, в частности норм озелене­ния, снабжения водой и канализацией, обеспечения теплом и электроэнергией.

Теперь эта практика подвергается резкой критике за создание мощных встречных по­токов, за хищническую эксплуатацию природных ресурсов. Но ведь на самом деле нельзя отрицать тот факт, что была создана промышленная база, построены новые промышленные центры в республиках Прибалтики, Средней Азии, в Кавказских республиках, на Украине, в Казахстане и Белоруссии, что способствовало поднятию жизненного уровня на­селения, его грамотности и культуры.

Основные принципы социалистического природопользования были записаны в Кон­ституции Советского Союза, которая закрепляла социалистическое отношение к природе как ко всенародному достоянию, определяла политические основы, цели и задачи природоохранной деятельности государства и общества, права и обязанности организаций и граждан в области охраны и рационального использования природных богатств.

Ухудшение состояния окружающей среды на территории СССР в конце 50-х – начале 60-х годов поставило вопрос о необходимости выработки скоординированной государственной политики в области охраны природы и природопользования. Начиная с этого времени в стране начинает формироваться новая система охраны природы, развиваются ее организаци­онные механизмы и разрабатываются законодательные основы. В. В. Петров выделяет три этапа развития природоохранного законодательства [21]:

1957-1963 годы - принятие во всех республиках СССР законов об охране природы - новой формы природоохранительного законодательства, принятие Закона РСФСР об охране природы в РСФСР от 26 октября 1960 года;

1968-1980 годы - разработка союзного и республиканского законодательства о зем­ле, недрах, водах, лесах, животном мире, атмосферном воздухе; принятие по этим объектам Основ законодательства Союза ССР и союзных республик;

1980-1990 годы - попытка перестроить общественные отношения в сфере охраны природы и рационального использования природных ресурсов, разработать Закон об охране природы и создать специализированные органы управления в СССР и союзных республиках.

Природоохранная политика проводилась в жизнь под государственным и партийным руководством. В 1969 году Совет Министров РСФСР принял постановление о включении мероприятий по охране природы в пятилетние планы, что потом было сделано и всеми рес­публиками.

Начиная с 1975 года в пятилетние и годовые планы экономического и социального раз­вития СССР стали включать специальные разделы по охране природы и рациональному ис­пользованию природных ресурсов. При этом государственное планирование распространя­лось на:

- охрану воздушного бассейна;

- охрану и рациональное использование водных ресурсов;

- охрану и рациональное использование земель;

- охрану и рациональное использование минеральных ресурсов;

- охрану и рациональное использование лесных ресурсов;

- охрану и воспроизводство диких животных и птиц;

- организацию заповедников, природных парков, ботанических садов, заказников.

Программное значение для природопользования имели директивы XX, XXII, XXIII, XXIV, XXV и XXVI съездов КПСС. Так, XXV съезд КПСС в числе важнейших задач развития народного хозяйства СССР на 1976-1980 гг. назвал разработку и осуществление меро­приятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов. Верховный Совет СССР в сентябре 1972 года на своей сессии принял специальное постановление "О мерах по дальнейшему улучшению охраны природы и ра­циональному использованию природных ресурсов", а в декабре того же года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление "Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов". Затем в декабре 1978 года ЦК КПСС и Совет Ми­нистров СССР приняли постановление "О дополнительных мерах по усилению охраны при­роды и улучшению использования природных ресурсов".

В 1981 году на XXVI съезде КПСС вопросы охраны природы рассматриваются как от­дельный блок проблем. Девятый раздел "Основных направлений экономического и социаль­ного развития СССР на 1981-1986 годы и на период до 1990 года" назывался "Охрана при­роды". В нем намечался курс обеспечения экологически сбалансированного природопользования, намечались меры по совершенствованию государственного управления и усиления контроля в области охраны природы и природопользования.

В Советском Союзе были разработаны и введены в действие основополагающие зако­нодательные акты по природопользованию, важнейшими из которых были:

- Основы земельного законодательства Союза Советских Социалистических Республик и союзных республик (1968);

- Основы законодательства Союза Советских Социалистических Республик и союзных республик о здравоохранении (1969);

- Основы водного законодательства Союза Советских Социалистических Республик и союзных республик (1970);

- Основы законодательства Союза Советских Социалистических Республик и со­юзных республик о недрах (1975);

- Основы лесного законодательства Союза Советских Социалистических Республик и союзных республик (1977);

- Закон Союза Советских Социалистических Республик об охране атмосферного возду­ха (1980);

- Закон Союза Советских Социалистических Республик об охране и использовании жи­вотного мира (1980).

Для проведения в жизнь единой государственной природоохранной политики СССР был впервые разработан и с 1981 года введен в действие государственный стандарт "Управление охраной окружающей среды. Основные положения. ГОСТ 24525.4 - 80".

Этим стандартом объектами управления в сфере охраны окружающей среды признаны:

- деятельность подразделений по использованию, восстановлению и воспроизводству природных ресурсов;

- этапы разработки и изготовления продукции, на которых определяются экологиче­ские и гигиенические свойства продукции;

- все технологические этапы производства, при которых возможно появление попутных и побочных, основных и вторичных материалов, загрязняющих и вредно воздействующих на окружающую среду непосредственно своим появлением либо за счет увеличения концентрации за определенный интервал времени;

- средства охраны окружающей среды.

В СССР существовала разветвленная система государственных органов по охране при­роды. Государственное управление в области природопользования осуществляли Совет Ми­нистров СССР, Советы Министров союзных и автономных республик, исполнительные ко­митеты местных Советов народных депутатов, а также специальные государственные орга­ны. Общее руководство природоохранной государственной политикой выполняла Комиссия Президиума Совета Министров СССР по охране окружающей среды и рациональному ис­пользованию природных ресурсов. Государственный комитет СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды с помощью разветвленной сети государственных служб наблю­дения осуществлял контроль за загрязнением атмосферного воздуха, поверхностных и морских вод, почв, а также разрабатывал комплексные межреспубликанские программы охраны природы и проводил экспертизу различных проектов. Государственный комитет по над­зору за безопасным ведением работ и горному надзору отвечал за государственный надзор за охраной недр и эксплуатацией минеральных ресурсов.

В составе всех министерств существовали службы ведомственного контроля за состоя­нием окружающей среды в районах размещения предприятий или отделы охраны окружаю­щей среды.

В 1988 году для организации рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, осуществления единой научно-технической политики и координации деятельности министерств и ведомств в этой области был создан Государственный комитет СССР по охране природы (Госкомприрода СССР). В его функции входили государственный контроль за использованием и охраной земель, поверхностных и подземных вод, атмосфер­ного воздуха, растительного и животного мира, морской среды и природных ресурсов терри­ториальных вод СССР, континентального шельфа и экологической зоны СССР, а также по­лезных ископаемых. На Комитет была возложена обязанность подготовки предложений по вопросам охраны природы и рационального использования природных ресурсов и представления в Госплан СССР, утверждения экологических нормативов, правил и стандартов, проведения Государственной экологической экспертизы генеральных схем развития и размеще­ния производительных сил страны и отраслей народного хозяйства и всех крупных проектов, оказывающих воздействие на состояние окружающей среды.

Надо отметить, что позитивные политические сдвиги и заметные законодательные ус­пехи в природоохранной и экологической политике не дали столь же значительных положи­тельных эффектов в реальной жизни, что привело к развитию экологического кризиса во многих регионах страны. Это можно объяснить целым рядом причин. С одной стороны, пра­вительство тратило огромные средства на создание военно-промышленного комплекса, не­сло колоссальные военные расходы, оказывало огромную помощь другим странам и "прогрессивным" режимам в ущерб собственным интересам. С другой стороны, на охрану окружающей среды, например в период с 1976 по 1989 год, правительство в централизован­ном порядке выделяло через бюджет сумму, составлявшую только десятую часть от необхо­димой. Следует отметить, что государство за все время Советской власти финансировало природоохранные мероприятия по остаточному принципу. Этот же принцип финансирова­ния природоохранных программ сохраняется и в настоящее время. Так в 1992 г. совокуп­ные затраты на охрану природы составили 300 млрд. рублей (в текущих ценах), в 1993 г. - 530 млрд. рублей, в 1994 г. - 8388 млрд. рублей, в 1995 г. - 42600 млрд. рублей (в ценах, приведенных к 1993 году). Если же перевести эти суммы в доллары, чтобы исключить влияние инфляции, то выясняется, что объемы затрат снизились за это время на 60%. Удельный вес затрат в ВВП составляет менее 2%, из них капиталовложения только 0,5%. Для сравнения: в промышленно развитых странах капиталовложения в охрану природы держатся на уровне не ниже 2-3% от ВВП [24].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: