Философия субъективного идеализма

1. В отличие от объективных идеалистов (Гегеля и др.), которые считали, что первичная по отношению к материи идея существует сама по себе как объективная реальность, независимо от сознания человека, сторонники субъективного идеализма были убеждены в том, что:

- Во-первых, единственной реальностью является идея;

- Во-вторых, что идея существует только в сознании человека, то есть сознание человека является существенной реальностью, вне которого ничего не существует.

Видными представителями субъективного идеализма являлись Беркли, Юм, Фихте.

2. Джордж Беркли (1685-1753) - английский философ нового времени, субъективный идеалист. Можно выделить следующие основные идеи его философии:

- само понятие материи ложно;

- существуют отдельные вещи, отдельные ощущения, но единой материи как таковой нет;

- материализм - тупиковое направление в философии, материалисты не способны доказать первичность отдельных вещей (которые они именуют материей) по отношению к идее;

- наоборот, первичность идеи легко доказуема - перед изготовлением любой вещи существует ее идеал, замысел в уме человека, как и замысел окружающего мира в сознании Бога-творца;

- единственная очевидная реальность есть сознание человека;

- со смертью человека и его сознания исчезает все;

- идеи - это самостоятельный субстрат, а не отражение чего-либо, окружающий мир подстраивается под идеи;

- высшим доказательством первичности идеи является существование Бога; Бог вечно существует и не может исчезнуть, в то время как его творенье, окружающий мир непостоянен, хрупок и всецело зависит от него.

3. Дэвид Юм (1711-1776) - другой английский философ, субъективный идеалист - придерживался следующих взглядов:

- проблема отношения бытия и духа неразрешима;

- человеческое сознание склонно к идеям;

- сам человек есть концентрированная идея (вся человеческая жизнь есть процесс роста его идеальной силы - опыта, знаний, чувств);

- без своей идеальной сущности (например, без воспитания, опыта, системы ценностей) человек не смог бы вообще полноценно воспринять мир;

- человек состоит из двух идеальных начал: «впечатления внешнего опыта» - приобретенные знания и опыт; «впечатления внутреннего опыта» - аффекты, страсти;

- аффекты, страсти играют большую роль в жизни человека и в ходе истории.

4. Особый вклад в разработку системы субъективного идеализма внес Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814) - представитель немецкой классической философии, профессор (в последний годы жизни - ректор) Берлинского университета.

Ключевым моментом философии Фихте было выдвижение так называемой «Я-концепции» Повод к ее выдвижению - противоречия в философии Канта, учеником и сторонником которого был Фихте. Главное противоречие Фихте видел в кантовском разделении познающего субъекта (человека) и непознаваемого окружающего мира («вещей в себе»). Данное разделение, по Фихте, как и идеал об ограниченных познавательных возможностях разума, антиномиях, окончательно лишает философию надежды выполнить ее главную задачу - объединить бытие и мышление.

Фихте идет дальше своего учителя Канта:

- отвергает саму идею «вещей в себе» - непознаваемой разумом внешней реальности;

- единственной реальностью провозглашает внутренне, субъективное, человеческое «Я», в котором заключается весь мир (то есть объединяет бытие и мышление путем помещения бытия внутрь мышления, причем субъективного, перенесения субъекта в объект);

- считает, что жизнь окружающего мира происходит только внутри субъективного «Я»;

- вне мышления, вне «Я» самостоятельной окружающей действительности нет;

- само «Я» - не просто сознание человека, это движение, творящая сила, вместилище окружающего мира, наддействительность, фактически высшая субстанция (по аналогии с высшей субстанцией - Богом в философии Декарта и Спинозы).

«Я» имеет сложные взаимоотношения с окружающим миром, которые Фихте описываются диалектически по схеме «тезис — антитезис - синтез», а именно:

- Абсолютное Я полагает само себя («Я» полагает Я);

- «Я» полагает (образует) «не-Я» - внешнюю окружающую действительность (антитезис);

- «Я» (активное творение, начало, субъект, сознание человеческой личности) взаимодействует с «не-Я» (пассивным началом - окружающим миром) внутри Абсолютного Я (вместилища, высшей субстанции).

Взаимодействие между «Я-человеком» и «не-Я» - окружающим миром внутри «Абсолютного Я» - субъективного духа может быть:

- практическим (от «Я» - к «не-Я»; «Я» - творит, определяет «не-Я», основной вид взаимодействия);

- теоретическим (от «не-Я» к «Я» - второй, более редкий вид взаимодействия, эмпирический, передача опыта, информации из «не-Я» - окружающего мира - в «Я» (конкретное сознание). Другой вопрос философии Фихте - проблема свободы. По Фихте, свобода - добровольное подчинение всеобщей необходимости. Вся человеческая история - процесс распространения свободы, путь к ее торжеству. Основа всеобщей свободы - наделение всех частной собственностью.

В конце жизни Фихте стал постепенно переходить с позиций крайнего субъективного идеализма (солипсизма) на позиции умеренного объективного идеализма - начал признавать объективный высший дух, существующий независимо от человеческого сознания, объективную реальность - воплощение духа.

Преждевременная смерть в расцвете сил (в 1814 г.) помешали Фихте внести изменения и глубже проработать «Я-концепцию». Несмотря на то, что «Я-концепция» осталась незавершенной и была не понята и не принята многими его современниками (особенно материалистами), она остается оригинальным взглядом на окружающий мир, его устройство, нетрадиционной попыткой его философского осмысления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: