Основные приемы трансформации образа

1. Созерцание. Состоит в сосредоточении внимания на том или ином отрицательном качестве образа (зрительном, слуховом или кинестетическом), что приводит к бессознательной психологи­ческой коррекции.

2. Мысленное действие. Включает любые мысленные действия с образом (исключая подавляющие и вытесняющие), которые адек­ватно разрешают проблему индивида.


3. Диалог. Разговор с образом (и от его имени), как будто он имеет возможность отвечать на вопросы, с целью выяснить пси­хологическое содержание, им выражаемое.

4. Взаимодействие противоположностей. Взаимодействие обра­зов, выражающих противоборствующие или взаимно определяю­щие существование друг друга чувства.

5. Замена. Мысленная замена негативного образа на позитив­ный, который должен быть на его месте по природе вещей.

6. Передача или выражение чувства. Процесс высвобождения по­давленного чувства при контроле этого процесса по соответствую­щим изменениям образа этого чувства (управляемый катарсис).

7. Прослеживание судьбы образа. Мысленноепрослеживание ис­тории возникновения и «жизни» образа.

8. Свободное фантазирование. Поток свободных фантазий кли­
ента на тему, отраженную в образе, до спонтанного ее заверше­
ния или инсайта.

9. Установлениеновыхотношениймеждучастямиличности. При­
нятие ранее отвергаемой части личности через ее образ и установ­
ление других необходимых отношений.

10. Выражениеновогорешения. Заявление образу, выражающему негативное жизненное решение, о своем новом позитивном ре­шении до его полного исчезновения.

11. Конверсия негативной энергии. Мысленное возвращение по­зитивной энергии, затраченной ранее на создание негативных чувств.

12. Метод парадоксального разрешения. Разрешение образу имен­но того действия или чувства (позитивного), которое он запреща­ет индивиду (например, если образ тюрьмы лишает индивида сво­боды, то необходимо дать свободу тюрьме, что на самом деле освобождает клиента).

Здесь мы не можем охарактеризовать указанные приемы, о не­которых можно судить по приводимым ниже примерам.

Пример 1.

Молодая женщина, подвергшаяся в 14 летжестокому изнасилованию, страдалаот приступов депрессии и кошмарныхсновидении. Я попросил ее рассказать, как это произошло. «Что ты чувствуешь прямо сейчас?» — спро­сил я после завершения ее ужасного рассказа. «Отвращение», — ответила она. Я попросил ее создать образ этого чувства. «Это существо, как будто целиком состоящее из грязи, и у него красные глаза», — был ответ. «Что тебе хочется с ним сделать?» — «Хочется вымыть его». — «Сделай это». — «А я уже сделала (метод мысленного действия). Ой, оно стало такое бе­ленькое, чистое, и у него голубые глаза!»

Мне стало очевидно, что это ее собственный автопортрет и что до сих пор она относилась к себе как к грязному существу, вызывающему отвра­щение. Поэтому дальнейшую работу я сосредоточил на аспекте самопри-


нятия и самоподдержки, работая посредством полученного образа. Состо­яние клиентки резко изменилось, и она ушла, сияя, продолжая мысленно ласково беседовать с вновь обретенной самостью (естественно, многие детали здесь опущены, сеанс длился 2 часа).

П ример 2.

Женщина средних лет, испытывающая состояние беспомощности в связи со своей работой, выразила свое чувство в образе тяжелого, затвердевше­го мешка с цементом, давящего на нее. Интересно, что у большинства уча­стников группы заболело сердце. Никакие попытки преобразовать образ не удавались. Тогда я спросил: «Что в твоей жизни заменяет этот мешок?» «Смысл жизни», — ответила она. Тогда я подал ей пустой стул со словами: «Вот, здесь находится твой смысл жизни. Что ты теперь хочешь сделать?» «Я хочу этим смыслом уничтожить этот мешок!» — и она замахнулась сту­лом на то место, куда был спроецирован первый образ. Получив разреше­ние и одобрение своих действий от терапевта и группы, она разбила вооб­ражаемый мешок цемента до степени песка и замела этот воображаемый песок (замена образа и взаимодействие противоположностей). Сердце у всех участников тут же перестало болеть, настроение было праздничным, а сама виновница торжества плакала от счастья.

ПримерЗ.

Молодой студент после семинара обратился ко мне с проблемой, что он ощущает себя замурованным в собственном теле, он пытается вырвать­ся, но ничего не получается. «Как ты это чувствуешь?» — попросил уточ­нить я. «Как будто вокруг меня толстая черная оболочка, как из резины, я пытаюсь прорваться, а она меня отбрасывает», — ответил он. «Тогда по­пробуй поступить по-другому, вырази ей нежные чувства, попробуй отнес­тись к ней с теплом, нежностью», — посоветовал я (метод выражения чувств). Студент на минуту сосредоточился, потом с удивлением произнес: «У меня такое ощущение, что я нахожусь в Эдеме, вокруг так прекрасно...» «Ну а теперь ты можешь выбраться оттуда?» — спросил я. «А зачем, там хорошо и там открытое пространство, никто меня не держит... Да, мне все­гда было свойственно как-то насильственно решать проблемы!» — заклю­чил он. А я подумал, что, может быть, все мы уже давно живем в Эдеме, только не подозреваем об этом. (Понятно, что чем больше он старался преодолеть напряжение своего тела, тем больше оно усиливалось, потому что он напрягался!)

П ример 4.

Молодая девушка, участвующая в моем семинаре, испытывала депрес­сивные чувства, которые напоминали ей образ трактора, который пашет все подряд: и пашню, и лес, и... помойку! Понятно, что это символизирова­ло ее тягостное чувство долга. Никакие прямые преобразования ничего не меняли в этом образе. Тогда я спросил, что должно быть вместо трактора по природе вещей. Она сразу же ответила, что птичка. Взглянув на нее, я понял, что сама она похожа на птичку, но взвалила на себя не свойственную птицам ношу. «Стань в своем воображении птичкой и расскажи нам, что ты


чувствуешь (метод замены)», — предложил я. Она была в восторге, она ви­дела себя в небе, она радостно летала, а внизу были поля, леса... не было только трактора — он исчез! Далее она сказала, что ее плечи испытывают такое чувство, как будто она поднимала тяжести (штангу), а теперь мышцы «отходят», расслабляются. Напомню, что напряжение плечевого пояса ха­рактерно для человека, взвалившего на себя избыточное чувство долга.

П ример 5.

Девушка чувствовала, что почему-то не может ощущать себя самой со­бой. Я предложил ей представить ту силу, которая запрещает ей быть са­мой собой. Это было прочное стекло, которое ругало девушку, считало ее недостойной. Тогда я предложил ей разрешить «стеклу» быть самим собой (метод парадоксального разрешения), отчего стекло сразу же «растаяло» и «перетекло» в состояние «самособойности». Путь был открыт, и девушка смогла почувствовать себя самой собой, оказалось, что это состояние де­лает ее счастливой. (Секрет этого приема прост: человекдает разрешение самому себе и перестает с собой бороться.)

ДРУГИЕ ВАРИАНТЫ ОБРАЗНОЙ ТЕРАПИИ

К. Саймонтон и С.Саймонтон [13] используют метод визуали­зации для помощи раковым больным. Они предлагают методики для релаксации, стимулирования борьбы с раковыми клетками, для освобождения от обид, преодоления боли и встречи с «внут­ренним наставником». Все их методы построены на идее форми­рования позитивных образов, можно сказать, что это методы са­мовнушения с помощью образов.

Пример.

1. Найдите тихое место с мягким освещением. Закройте дверь и поудоб­нее устройтесь на стуле или в кресле. Ноги поставьте так, чтобы ступни полностью касались пола. Закройте глаза.

2. Сосредоточьте внимание на своем дыхании.

3. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и с каждым выдохом мысленно произнесите слово «расслабься».

4. Сосредоточьте внимание на своем лице и постарайтесь ощутить лю­бое напряжение лица и глаз. Мысленно представьте себе это напряжение в виде какого-то образа. Это может быть завязанная узлом веревка, сжа­тый кулак. Затем представьте себе, что они расслабляются, разжимаются, повисают подобно натянутой, а затем отпущенной резинке.

5. Ощутите, как расслабляются мышцы вашего лица и глаз. Почувствуй­те, как одновременно с этим волна расслабления распространяется по всему вашему телу.

6. Напрягите лицо и глаза, сжав их как можно сильнее, а затем отпусти­те и почувствуйте, как расслабляется все ваше тело.

7. Повторите то же самое со всеми остальными частями тела. Медлен­но продвигайтесь от лица вниз, к нижней челюсти, шее, плечам, спине, верх-


ней и нижней части рук, к ладоням, груди, животу, бедрам, голени, щико­лоткам, ступням, пальцам ног, пока не окажется расслабленным все тело. Для каждой части тела мысленно представляйте себе напряжение, а по­том воображайте, как оно исчезает, тает.

8. Теперь представьте себе, что вы находитесь где-нибудь на природе, в приятном для вас месте. Постарайтесь как можно точнее увидеть все подробности — все окружающие вас краски и звуки, все, что вы ощущаете, когда соприкасаетесь с окружающими предметами.

9. Продолжайте мысленно оставаться в этом месте в очень расслаб­ленном состоянии в течение двух-трех минут.

10. Затем в символическом или реалистическом виде постарайтесь уви­деть свой рак. Представляйте его состоящим из очень слабых клеток с не­правильным строением. Помните, что в обычном состоянии в течение жиз­ни наш организм уничтожает тысячи таких атипичных клеток. Зрительно представляя себе рак, подумайте о том, что для вашего выздоровления необходимо, чтобы защитный механизм вашего тела вернулся к естествен­ному, здоровому состоянию.

11. Если вы сейчас получаете какое-то традиционное лечение, пред­ставьте, что это лечение поступает в ваш организм определенным, понят­ным вам образом. Если это радиотерапия, то представьте себе ее как луч, состоящий из миллионов энергетических зарядов, поражающих все клетки, попадающиеся им на пути. Нормальные клетки способны восстановить любой нанесенный им ущерб. Раковые клетки этого не могут— они слиш­ком слабы. (Это как раз главный принцип, на котором основана радиотера­пия.) Если вы получаете химиотерапию, представьте себе, что введенное вам лекарство попадает в ваши сосуды. Вообразите, что это лекарство действует как яд. Нормальные клетки — умные и сильные — не очень вос­приимчивы к этому яду, а раковые клетки — слабые, и поэтому достаточно небольшого количества яда, чтобы их убить. Они поглощают яд и умирают, а затем выводятся из организма.

12. Представьте себе, как ваши белые кровяные тельца приближаются к месту, где находится рак, определяют атипичные клетки и разрушают их. В вашем распоряжении огромная армия белых кровяных телец. Они очень сильны и полны энергии. Кроме того, они оченьумные. Они по всем стать­ям превосходят раковые клетки, и в их победе не может быть никакого со­мнения.

13. Представьте себе, как рак уменьшается в размерах, белые кровя­ные тельца подхватывают мертвые раковые клетки и через печень и почки выводят их из организма вместе с мочой и калом.

Это образ ваших представлений о желаемом.

Продолжайте представлять себе, как уменьшается рак, пока полностью не исчезнет.

Представьте себе, что по мере того, как рак уменьшается и наконец полностью исчезает, у вас становится больше энергии, улучшается ап­петит. Вы хорошо чувствуете себя в окружении семьи, видите, как вас любят.

14. Если вы ощущаете в каком-то месте боль, зрительно представьте
себе, как целая армия белых кровяных телец устремляется туда, чтобы


7 Ливде



унять ее. Какова бы ни была причина этой боли, отдайте своему организму приказ исцелить себя. Представьте себе, как ваше тело поправляется.

15. Постарайтесь мысленно увидеть себя бодрым, здоровым, полным энергии.

16. Представьте себе, как вы добиваетесь выполнения тех задач, кото­рые перед собой поставили. Вы осуществляете свои жизненные цели; у всех членов вашей семьи дела идут хорошо; ваши отношения с окружающими становятся все более значимыми. Помните, что если вы будете видеть смысл втом, чтобы поправиться, то это поможет вам выздороветь. Посвятите неко-тороевремятому, чтобы подуматьосвоихжизненныхценностях.

17. Мысленно похвалите себя за то, что вы сами способствуете своему выздоровлению. Представьте себе, как вы делаете это упражнение три раза вдень, сохраняя в течение всего времени сосредоточенность и внимание.

18. Теперь почувствуйте, что мышцы вашихвекстали легче. Будьте го­товы ктому, чтобы открыть глаза и вновь оказаться в комнате.

19. Откройте глаза. Вы снова можете возвращаться к своим обычным делам[13].

Сходные по сути приемы позитивной визуализации предлага­ются в книгах многих авторов [1 — 14], а истоки этого метода ухо­дят в древние методы йоги и других религиозных систем.

А.Лазарус [7] использовал образы для мысленной трениров­ки человека в каком-то желательном качестве. Например, неуве­ренная женщина могла представлять тот идеальный образ уве­ренной женщины, какой бы она хотела быть, и в ходе своей жизни все время стараться подражать ей в своем поведении. Спорт­смен-теннисист, сломавший себе руку, тренировался в игре с помощью воображения по системе Лазаруса и после излечения показал результаты даже более существенные, чем при обычных тренировках.

А. Гостев [3] предлагает систему развития образной сферы че­ловека, насыщенной многими методиками, предназначенными для решения тех или иных психологических проблем.

В.Вернер [12] создал систему работы с образами, названную им холодинамикой. Ее задача — привести негативный (незрелый) холодайн (или мыслеобраз) к позитивному состоянию или зрело­сти, что в свою очередь изменяет состояние и даже судьбу клиен­та. У данной системы много общего с трансперсональной психо­логией.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое кататимно-имагинативная терапия?

2. Почему работа с образами может воздействовать на эмоциональные проблемы индивида?

3. Какие основные темы для направленного фантазирования предла­гает Х.Лейнер?


4. Каковы особенности его терапевтической процедуры?

5. В чем состоят процедура и приемы эмоционально-образной тера­пии Н.Линде?

6. Какие еще направления терапии через работу с образами вам изве­стны?

Литература

1. Гавэйн Ш. Созидающая визуализация. — Минск; М., 1997.

2. Гостев А. А. Дорога из Зазеркалья: Психология развития образной сферы человека. — М., 1998.

3. ДжаффеД. Т. Доктор внутри вас. — Минск, 1998.
А. Джонсон Р. Сновидения и фантазии. — М., 1996.

5. Каптен Ю.Л. Исцеление через медитацию. — СПб., 1994.

6. Каптен Ю.Л. Основы медитации. — СПб., 1991.

7. Лазарус А. Мысленным взором: Образы как средство психотерапии. — М., 2000.

8. Лейнер X. Кататимное переживание образов. — М., 1996.

9. Линде Н.Д. Медитативная психотерапия. — М., 1994.

10. Линде Н.Д. Трансформация образа как метод изменения эмоцио­нального состояния//Журнал практического психолога. — 1998. — № 8. — С.50-60.

11. Обухов Я. Л. Кататимно-имагинативная психотерапия детей и под­ростков. — М., ЮТ.

12. Привалъская СР., Персии, Д. Б. Как жить в радости. — М., 1996.

13. Саймонтон К., Саймонтон С. Возвращение к здоровью. — СПб.,
1995.

14. Стюарт В. Работа с образами и символами в психологическом
консультировании. — М., 1998.


Глава 17. ДИАНЕТИКА

Дианетика (от греч. диа — через, ноос — разум), или современ­ная наука душевного здоровья, — любимое детище известнейшего писателя-фантаста Л. Рона Хаббарда. Хотя сам Рон Хаббард доста­точно прохладно отзывался об официальной психотерапии (так же к нему относятся и терапевты), есть основания считать диане­тику одной из оригинальных ветвей психотерапии, некоторые его идеи могут быть использованы в системе традиционной психоте­рапии.

Хаббард создал также новую религию — сайентологию. Орга­низация и основные принципы этого религиозного сообщества дают основание подозревать, что оно является своеобразным ви­дом тоталитарной секты. Книги Хаббарда наполнены необычной и усложненной терминологией, призванной, видимо, затруднить понимание простых принципов, заложенных в основу данной кон­цепции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: