Основные формы научного познания: научн. факт, проблема, гипотеза, концепция, теория

На каждом историческом этапе научное познание использует определённую совокупность познавательных форм – фундаментальных категорий и понятий, методов и схем объяснения, т.е. всего того, что объединяют понятием стиля мышления (античность – наблюдение, новое время – эксперимент...). Все формы научного познания являются исторически-относительными, на сегодняшний день можно выделить следующие: научный факт, проблема, идея, гипотеза, концепция и теория.

Научный факт – это особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание. В научном познании совокупность фактов образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и создания теорий. Соответствие фактам – одно из существенных требований, предъявляемых к научной теории. Вместе с тем, если теория противоречит одному или нескольким отдельным фактам, нет оснований считать её опровергнутой, т.к. подобное противоречие может быть устранено в процессе развития теории или усовершенствования экспериментальной техники.

В понимании природы факта в современной философии науки выделяются две основные тенденции: фактуализм и теоретизм. Если первый подчёркивает независимость фактов по отношению к различным теориям, то второй, напротив, утв., что факты полностью зависят от теории и при смене теорий происходит изменение всего фактуального базиса науки.

Проблема – это вопрос или комплекс вопросов, возникающие в ходе развития познания, решение который представляет существенный практический или теоретический интерес. Весь ход развития человеческого познания может быть представлен как переход от постановки одних проблем к их решению, а затем к постановке новых проблем. Своеобразной формой решения проблемы может служить доказательство её неразрешимости (вечный двигатель – закон сохранения энергии).

Идея – форма мысленного постижения явлений объективной реальности, включающая в себя осознание цели и представление дальнейшего познания и практического преобразования мира. Это понятие было выдвинуто ещё в античности, но толковали его по-разному. В современной науке идеи не только подытоживают предшествующий опыт, но синтезируют знание в некую целостную систему, выполняют роль принципов объяснения явлений, поисков новых путей решения проблем.

Гипотеза – это научное допущение или предположение, истинное значение которого неопределённо. Различают гипотезу, как метод развития научного знания, вкл. в себя выдвижение и последующую экспериментальную проверку предположений, и как структурный элемент научной теории. Научная гипотеза всегда выдвигается в контексте развития науки для решения к.-л. конкретной проблемы с целью объяснения новых экспериментальных данных либо устранения противоречий теории с отриц. результатами экспериментов. Развитие теорий и построение прикладных моделей всегда требует введения ряда вспомогательных гипотез, которые образуют с исходной теорией одно целое. В качестве научных положений гипотезы должны удовлетворять следующим условиям: фальсифицируемость (опровергаемость) и верифицируемость (подтверждаемость). Определённый интерес представляет также сравнительный анализ соперничающих гипотез.

Концепция – определённый способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их систематического освещения. Термин "концепция" употребляется также для обозначения ведущего замысла, конструктивного принципа в научном, художественном, техническом, политическом и др. видах деятельности.

Теория – комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления. Это высшая, самая развитая форма организации научного знания. По своему строению теория представляет внутренне дифференцированную, но целостную систему знаний, которую характеризует логическая зависимость одних элементов от других, выводимость содержания теории из некоторой совокупности утверждений и понятий – исходного базиса теории. В этом смысле теория – не сумма знаний, она содержит определённый механизм построения знания. В основе любой теории лежит идеализированный объект, теоретическая модель.

Основные компоненты теории: исходная эмпирическая основа (факты, наблюдения); исходная теоретическая основа (первичные допущения, аксиомы); логика (допустимые в рамках теории правила вывода и доказательства); результат (выведенные утверждения с доказательствами).

Процесс развёртывания содержания теории предполагает максимальное выявление возможностей, заложенных в исходных посылках теории. Решение об окончательном отказе от теории обычно связано с общей дискредитацией программы исследования, лежащей в её основе, и появление новой программы, имеющей более широкие возможности.

В целом все эти формы научного познания достаточно полно характеризуют его структуру и методы.

Досить довго філософи заперечували саму можливість пізнання суспільства. Ланцюжок їх міркувань можна охарактеризувати таким чином: у природі діють об’єктивні закономірності (наприклад, закон всесвітнього тяжіння), що дає можливість її пізнання. Природознавство, як наука про природу (фізика, математика...) має право на існування. В суспільстві ж діють люди, які керуються власним розумом. Скільки людей – стільки і “розумів”, тобто ідей, поглядів, міркувань. Звідси висновок – наука про суспільство, де ніби-то немає об’єктивних закономірностей, в принципі неможливо. Соціальна філософія – наука, що вивчає загально-людські засади цивілізаційного існування та розвитку суспільства і людини. Не примарні і надумані закономірності, не проста реєстрація фактів і подій, а субстанційна основа соціального – ось поле соціальних зусиль, одне з головних особливостей соціального пізнання. Друга особливість обумовлена тією обставиною, що суспільство пізнає само себе. Воно водночас виступає в якості об’єкта і суб’єкта пізнання. Суб’єктом пізнання завжди виступає людини. Коли вона пізнає природу, то об’єкт її пізнання є значною мірою поза нею, хоча людина як біологічна істота також є частиною природи. Коли ж йдеться про пізнання суспільства – суб’єкт і об’єкт збігаються. Пізнаючи суспільство – людина пізнає себе, і навпаки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: