Большое значение трудовому воспитанию дошкольников придавал Ушинский, в своих работах он раскрыл теоретические и методологические аспекты трудового воспитания детей. Также особое значение трудовому воспитанию придавали Макаренко и Сухомлинский.
На I съезде по дошк. воспитанию в 1919 году было определено содержание трудового воспитания дошкольников и требования к нему. Заслугой съезда является то, что были определены требования к труду, учитывающие возрастные особенности детей, т.е. труд должен быть посильным и интересным детям.
В 1919 году состоялась конференция «О трудовом начале в дошкольном учреждении», где разгорелся спор между двумя точками зрения: сторонники 1-й точки зрения считали, что всю работу по поддержанию чистоты и порядка должны выполнять дети. Сторонники 2-й точки зрения отстаивали позицию, что труд должен вводиться как воспитательный элемент, он должен быть интересным и доступным для ребенка. К единому мнению они не пришли.
В 1921 году на II съезде по дошкольному воспитанию особое внимание уделяется коллективизму в игре и труде.
|
|
В 1924 году на III съезде по дошк. воспитанию предпочтение дается общественному производственному труду. Особенно подчеркивается роль совместного труда детей и взрослых. Работница НарКамПроса Прушитская предложила оборудовать ДУ станками. Против выступили Суровцева и Крупская, эта идея не получила развития.
В 1929 году на IV съезде по дошк. воспитанию впервые поднимается вопрос о методиках трудового воспитания.
В 30-40 гг обозначается новое направление в исследовании трудового воспитания дошкольников – сочетание собственной трудовой деятельности дошкольников с наблюдением за трудом взрослых.
В 60-е годы Борисовой и Нечаевой были проведены исследования по определению содержания трудового воспитания дошкольников, что нашло отражение в «Программе воспитания в д/с» 1962 года.
Углубленные целенаправленные исследования вопросов трудового воспитания начинаются с 1964 года (Нечаевой, Радиной, Лаунер, Сергеевой, Логиновой и др.) В результате чего, было определено содержание, формы, методы, средства трудового воспитания дошкольников.
В настоящее время данная проблема исследуется в недостаточной степени.
38. Своеобразие элементарной трудовой деятельности дошкольников. Задачи трудового воспитания.
Особенности трудового воспитания:
1. Труд дошкольников носит воспитывающий характер;
2. Труд дошк. не отделен от игры, тесно связан с игрой;
3. Труд детей носит ситуативный характер;
4. Осознание цели трудовой деятельности детьми отностительно;
5. Отношение к процессу и результату труда.
|
|
Все задачи трудового воспитания условно можно разделить на 2 группы:
1-я группа направлена на формирование элементарных трудовых умений и навыков.
2-я группа – на развитие определенных качеств.
Бабанский выделил след. задачи:
1. Воспитание отношений к труду
2. Воспитание отношений к людям труда
3. Формирование потребности трудиться
Логинова предлагает след. задачи:
1. Формирование отношений к труду
2. Воспитание потребности трудиться
3. Усвоение элементарных трудовых умений и навыков в основных видах труда
Нечаева выделяет след. задачи:
1. Воспитание отношений к труду
2. Воспитание уважительного отношения к людям труда
3. Формирование элементарных трудовых умений и навыков
4. Воспитание нравственно – волевых качеств