Процесс усвоения знаний

Процесс усвоения знаний состоит из таких звеньев: восприятие — осмысление и понимание — обобщение — закрепление — применение на практике.

Восприятиеотображение предметов и явлений окружающего мира, что действуют сделанный вид момент на органы чувств человека.

Этому предшествует: подготовка учеников к участию в процессе обучения; формирование активного позитивного отношения к будущей познавательной деятельности; создание мотивационного фона; опора на предыдущие знания и опыт; сосредоточение внимания учеников на объекте познания. Такая подготовка положительно влияет на учебно-познавательную деятельность учеников. Поэтому новый учебный материал необходимо выкладывать лаконично, обобщая и унифицируя его, акцентируя на смысловых моментах учебной информации. В то же время следует "очистить" этот материал от лишней информации, размежевать относительно самостоятельные единицы учебного материала, чтобы он имел четкую, понятную и легкую для запоминания структуру, отличную от структуры других единиц информации.

Важнее всего на этом этапе – первое впечатление ученика от учебной информации, которое надолго останется в его сознании. Поэтому оно должно быть правильным. Главное внимание следует сосредоточить на визуальной подаче учебной информации (90% получаемой человеком информации – зрительная).

Осмысление учебного материалапроцесс мыслительной деятельности, направленный на раскрытие существенных признаков, качеств предметов, явлений и процессов и формулировки теоретических понятий, идей, законов.

Понимание — мыслительный процесс, направленный на выявление существенных черт, свойств и связей предметов, явлений и событий действительности.

Без глубокого проникновения в сущность процесса или явления невозможно добиться полного усвоения учебного материала. Этот процесс состоит из таких этапов: осознание, осмысление, понимание (постижение). Ученики могут достичь полного осмысления и понимания учебного материала благодаря анализу, синтезу, сравнению, индукции, дедукции.

Обобщение логический процесс перехода от единичного к общему или от менее общего к более общему знанию, а также продукт умственной деятельности, форма отображения общих признаков и качеств явлений действительности.

Обобщая учебный материал, учитель должен обращать внимание на самые важные признаки предметов, явлений, процессов, добирать варианты, которые полнее всего раскрывают существенные признаки явлений и понятий. Вариативный характер несущественных признаков отражается на характере и эффективности познавательной деятельности учеников.

На особенное внимание заслуживает абстрагирование (процесс мыслимого выделения одних признаков конкретного предмета из многочисленных других признаков). Различают два вида абстрагирования: выделение существенных признаков (позитивное абстрагирование), выделение и отклонение несущественных признаков (негативное абстрагирование). В некоторых случаях осмысления и обобщения зависят от умения учителя соединять позитивное и негативное абстрагирование.

Полноценное осмысление и обобщение возможно при условии, что оно базируется на достаточных научных знаниях, которые обеспечивают широкое использование сравнения, аналогии и доведения. На этом этапе происходит систематизация учебного материала, в основе которой — классификация фактов, явлений, процессов.

Закрепление знаний, умений и навыков – специальная работа учителя относительно реализации дидактического принципа прочности усвоения учениками учебного материала.

Запоминание учебного материала начинается с его восприятия и осмысления, однако этого не достаточно, чтобы ученик свободно им владел. Поэтому учитель проводит закрепление учебного материала, которое зависит от количества и качества этого материала, а также от эмоционального состояния учеников. Важное значение имеет первичное, текущее и итоговое повторение.

Повторение должно быть целеустремленным, иметь определенную мотивацию, быть правильно распределенным во времени, осуществляться частями или в целом в зависимости от окончательного результата, не допускать механического запоминания.

Применение знаний, умений и навыков – переход от абстрактного к конкретному.

Оно реализуется в выполнении разнообразных упражнений, самостоятельных работ, на лабораторных и практических занятиях, в разных видах повторения, произведениях и др. Крепкому усвоению знаний способствует применение их в решении варіативних заданий. Особенное значение для полноценного применения знаний на практике имеют межпредметные связки, решение разных жизненных заданий, когда приходится использовать комплекс знаний из разных учебных предметов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: