Имеется достаточно большое количество различных методик, которые позволяют провести анализ финансового состояния предприятия, причем большинство методик предлагаемых отечественными учеными, основаны на статистических методах обработки данных. Методика анализа финансового состояния включает: горизонтальный анализ, вертикальный анализ, трендовый анализ, анализ финансовых коэффициентов, сравнительный анализ, факторный анализ.
Горизонтальный анализ основан на сопоставлении каждой позиции отчетности с предыдущим периодом и позволяет выявить временные тенденции в развитии показателя, определить абсолютные и относительные отклонения, темпы его роста и прироста.
Вертикальный (структурный) анализ определяет структуры итоговых финансовых показателей и выявляет влияние каждой позиции на итоговые показатели.
Анализ тенденций развития (трендовый анализ) позволяет сравнить каждую позицию отчетности с рядом предшествующих периодов и определить тренд, т.е. основную тенденцию динамики показателя, "очищенную" от случайных влияний индивидуальных особенностей изменения показателя за отдельные периоды.
|
|
Метод финансовых коэффициентов (коэффициентный анализ) дает возможность установить соотношения между отдельными позициями отчета или отдельных форм отчетности. Полученная относительная величина характеризует уровень платежеспособности, финансовой устойчивости, степень доходности и т.д. Основная цель использования финансовых коэффициентов - выявление направления дальнейшего развития предприятия. Для этого применяют три метода: приблизительных экспертных оценок, сравнения с результатами прошлых лет, сопоставления итогов деятельности с показателями работы других предприятий той же отрасли.
Сравнительный (пространственный) анализ проводится для одновременной оценки как показателей работы дочерних фирм, подразделений, цехов (внутрихозяйственный анализ), так и показателей работы анализируемой компании в сравнении с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными (межхозяйственный анализ).
Факторный анализ позволяет учесть влияние отдельных составляющих факторов на формирование результативного показателя с помощью детерминированных или стохастических (вероятностных) приемов исследования.
Возможно проведение как экспресс-анализа, так и детализированного анализа. Целью экспресс-анализа является несложная оценка финансового состояния и динамики развития предприятия. Он осуществляется в три этапа:
1) подготовительный этап, который предполагает принятие решения о целесообразности проведения анализа и готовности финансовой отчетности к чтению. На данном этане используют элементарные приемы анализа (прием сравнения, исчисление средних, относительных величин и др.);
|
|
2) предварительный обзор бухгалтерской отчетности, цель которого - знакомство с пояснительной запиской и оценка условий, в которых функционирует предприятие;
3) экономическое чтение и анализ отчетности.
Смысл экспресс-анализа заключается в отборе небольшого количества наиболее существенных и сравнительно несложных в исчислении показателей и в постоянном отслеживании их динамики.