Музыкальное сознание общества и личности
План
1. Уровни и формы существования музыкального сознания личности
2. Проблема понимания музыкального произведения
В художественной практике сложилась система разнообразных видов музыкальной деятельности, входящих в триаду «композитор – исполнитель – слушатель» (соответственно «создание – исполнение – слушание музыки»).
В системе массового музыкального воспитания широко используются такие виды музыкальной деятельности детей и юношества:
- пение (сольное, ансамблевое, хоровое);
- слушание музыки (восприятие музыки (музыкальных произведений), ее анализ и оценка;
- музыкальная ритмика;
- игра на элементарных музыкальных инструментах;
- импровизация (вокальная, инструментальная);
- сольфеджирование, тактирование;
- дирижирование, пластическое дирижирование;
- драматизация;
- музицирование и др.
Все они действуют на основе функционирования таких механизмов музыкального сознания субъекта как музыкальное восприятие и музыкальное мышление.
|
|
Отсюда следует, что эффективное управление разными видами музыкальной деятельности детей и учащейся молодежи в значительной мере обусловлено глубиной знаний специалистами механизмов функционирования музыкального сознания личности.
- Какие же компоненты составляют музыкальное сознание личности?
Выявление этих компонентов предполагает:
- анализ особенностей функционирования музыкального восприятия и музыкального мышления субъекта в их взаимосвязи;
- соотношение музыкального сознания личности с музыкальным сознанием общества.
Известно, что музыкальное восприятие представляет собой сложный вид художественной психической деятельности субъекта, которая является, с одной стороны, формой чувственного отражения конкретного предмета (материально-звуковой конструкции музыкального произведения), который ощущается в форме музыкально-звуковых образов. А с другой стороны – это многоуровневая эмоционально осмысленная работа психики субъекта, в свою очередь, функционирующая на основе механизма музыкального мышления.
На уровне ощущений-восприятий непосредственного целостного звукового музыкального образа слушатель откликается на его общий эмоциональный характер чаще всего неосмысленно. Поэтому музыкальное произведение еще не воспринимается как художественное музыкальное явление, особенная образно-эмоциональная модель социальной действительности, которая информирует об эстетических нормах общества определенной культурно-исторической формации.
Именно благодаря включению в этот процесс музыкального мышления слушатель получает возможность обозначить чувственные состояния, осмыслить логику развития образно-эмоционального содержания, особенности построения его композиционной структуры. Вместе с тем, логический анализ образно-эмоционального строя музыкального произведения сам по себе не вызывает у слушателя чувство сопереживания содержанию музыки. Его цель – выяснение степени соответствия (адекватности) изначального, непосредственного эмоционального впечатления. Именно благодаря логическому анализу содержания произведения возникает возможность усиления эмоционального сопереживания музыки, углубления ее эстетической оценки.
|
|
Такая деятельность музыкального сознания строится на личностном слушательском и жизненном опыте воспринимающего субъекта. Меду тем, существуют определенные зависимости между музыкальным сознанием личности и музыкальным сознанием общества. Как отмечает А.Н. Сохор, музыкальное сознание личности обусловлено типом музыкального восприятия, социально-демографическими признаками субъектов определенной социальной группы. В свою очередь, потребность той или иной группы субъектов в музыке разных направлений, жанров, стилей обусловлена характером практической деятельности субъекта, особенностями его ценностных ориентаций.
Выводы. Полноценное, художественное, целостное восприятие музыкального произведения в значительной степени обусловлено умением слушателя ощущать за музыкальными образами эмоциональный мир человечества на определенном этапе его развития - через восприятие и сопереживание цепи конкретно-чувственных, интонационно-смысловых образов музыкального произведения.
Слушатель с развитым музыкальным мышлением воспринимает музыкальное произведение как систему музыкальных (художественных) образов, в которых композитор моделирует субъективное восприятие объективного мира, в котором живет. В процессе восприятия действительно художественного музыкального произведения музыкальное сознание слушателя как бы общается (через музыку) с общественным музыкальным сознанием соответствующей культурно-исторической эпохи.
На основе сказанного выделим уровни и формы музыкального сознания личности по следующим показателям:
- по степени осознанности (от непосредственного, чувственно-эмоционального – до рационально-теоретического);
- по степени сложности и с пециализированности.
Чувственно-эмоциональный (перцептивный) уровень развития музыкального сознания личности выявляется уже на стадии ощущения музыкальных звуков, их восприятия як мелодико-ладовых комплексов, т.е. эмоционального ощущения музыкальных интонаций как первичных элементов музыкального мышления.
Эмоционально-осмысленный уровень развития музыкального сознания личности проявляется в способности слушателя воспринимать интонационно-образную структуру музыкального произведения и предполагает развитость музыкального опыта слушателя (сформированность «интонационного словаря», навыков интонационно-образного мышления).
Рационально-теоретический уровень музыкального сознания личности характеризуется осознанием слушателем как общих эстетических качеств музыкального произведения с точки зрения композиционной структуры (завершенность, гармоничность, совершенство и др.), так и умением соотносить его образно-эмоциональное содержание с содержанием эстетических категорий (прекрасное – безобразное, возвышенное – низкое и др.). Этот уровень музыкального сознания личности обусловлен уровнем ее эстетической образованности, которая получает свое отражение в направленности музыкально-эстетических взглядов и вкусов, сформированности системы эстетических чувств и идеалов.