Таким образом в педагогике существует два направления: авторитарное и гуманистическое

Авторитарная педагогика.

Авторитарный – основанный на слепом подчинении власти.

Авторитарное воспитание основано на подчинение ребенка окружающими. Сторонники этого течения провозглашают – единственно правильный универсальный тип организации жизни:(государство, общество), для которого характерны абсолютная власть лиц, признание своего положения, и своей авторитетности. Происходит игнорирование прав и свободы личности, ее индивидуальности.

Подчинение носит бессознательно – подражательный характер, что ведет к слепому подчинению старшему. Например, изуитское воспитание (подчинение) в США.

Ярким представителем является немецкий педагог И Ф.,Гербарт (1776 – 1841гг). Он выдвинул положение о том, что ребенку от рождения присуще «дикая резвость», требовал от воспитания строгости. Приемами воспитания считал угрозу, надзор, приказания, наказания и запрещения. Для детей, нарушающих порядок, рекомендовал ввести в школе штрафные журналы. В значительной степени под его влиянием сложилась практика воспитания, которая включала целую систему запретов и наказаний: детей оставляли без обеда, ставили в угол, помещали в карцер, записывали в штрафной журнал. Россия была в числе тех стран, которая весьма рьяно следовала заповедям авторитарного воспитания.

Помеловский, создал журнал «Кандуит», где отмечалось все, что делает ребенок.

Шатриков писал «Надо выломать душу ребенку, как гимнастика выламывает тело», «воспитатель должен иметь существенный приоритет, рядом с которым воспитанник не ценил бы никого другого». Он признавал, что его система не ставит целью способность ребенка к духовному развитию и его самостоятельности.

Таким образом, авторитарное воспитание является антигуманным, которое приводит не только к формированию личности, но и к частичному ее разрушению.

Несмотря на это в 30-е года А. С. Макаренко выдвинул теорию о коллективе. Он говорил: «Как можно больше требований к человеку, как можно больше уважения к нему». В центре этой теории – личность человека.

В 50-60-ые гг. – назывались «политическими оттепелями». По прежнему рассматривалась власть коллектива над индивидом, общества над личностью. Во главе государства был И. Сталин.

Позже в духовную сферу стала проникать правдивая информация, прекратилось обожествление вождя, из тюрем возвращались невинные люди – это способствовало возрождению былых гуманистических и демократических традиций, накапливалась связь поколений. Значительный вклад внес В.А.Сухомлинский. В центре его педагогической системы стояло нравственное воспитание, целью которого являлось воспитание личности, а коллектив рассматривал как цель достижения.

Идеологическое противостояние гуманистической и авторитарной педагогики приняло открытую форму во второй половине 60-х гг, когда началась критика работ Сухомлинского В. А. до 90-х гг.

2. В противоположность педагогическому авторитаризму в мировой практике развивались тенденции, связанные гуманистической ориентацией воспитания.

Это выражается в усилении внимания к условиям жизни школьника, стремлением обеспечить реализацию его возможностей (путем создания комфортной психологической атмосферы). Основным методом было поощрение успехов, познавательной и творческой активности учащихся, их интересов. Все большую популярность приобретает воспитание, основанное на сотрудничестве и партнерстве. В этих условиях работы, ребенок оказывается полноправным участником педагогического процесса, в следствии чего возникают доверительные, непринужденные отношения между детьми и взрослыми; реализуются коллективные формы и приемы; осуществляется совместная деятельность ученика, учителя, родителя = рождается атмосфера радости и творчества.

Среди русских педагогов, активно выступающих за гуманизацию воспитания, были: Л. Н. Толстой, К. М. Венцель, К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, П. Ф. Лесгафт, С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский и др.

Гуманизм - в переводе с греческого «человечный».

Гуманизм - целостная концепция человека как наивная ценность в мире.

Гуманизм - практическая деятельность, направленная на достижение общечеловеческих идеалов.

Гуманизм – совокупность идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности.

Гуманизм – область теоретических знаний, которые отдают предпочтение гуманитарным наукам.

Гуманность – психологическое понятие, в котором отражается одна из важнейших черт направленности личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: