Культура умственного труда личности – духовная культура человечества, включающая в себя процесс и результаты познания, осмысления и преобразование мира и себя.
Содержание воспитательной работы по формированию культуры умственного труда личностинаправлено на реализацию познавательных потребностей и интересов личности обучающегося с учетом способностей и ведущих видов деятельности; самосовершенствования;
Условия воспитания культуры умственного труда личности:
· непрерывный характер учебной деятельности;
· создание обучающимися интеллектуального продукта, эквивалентного изменениям в личностном развитии;
· педагогическая поддержка обучающихся в их стремлении к самопознанию, самовоспитанию, самореализации
Умственное воспитание (УВ) - педагогическая деятельность, направленная на развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, умственных сил, мышления. Оно осуществляется в тесном единстве с формированием мировоззрения.
задачи:
· формирование знаний как условия умственного роста,
|
|
· овладение мыслительными операциями, интеллектуальными умениями,
· формирование научного мировоззрения.
Пути решения задач УВ - это обучение и внеклассная работа с учащимися. Умственное развитие обеспечивается, кроме содержания обучения и воспитания, подбором заданий исследовательского характера, на установление причинно-следственных связей, на сравнение и др. Во внеклассной работе - научно-популярные лекции, семинары, конференции учащихся, встречи со специалистами, выставки, организация предметных недель, игры, конкурсы, олимпиады.
В тесной связи с интеллектуальным развитием протекает процесс формирования мировоззрения ученика. Мировоззрение – система взглядов человека на мир в целом,на место отдельных явлений в мире и на свое собственное место в нем. Понимание и эмоциональная оценка человека, смысл его деятельности, совокупность научных, философских, политических, нравственных убеждений и идеалов людей.
Факторы, влияющие на формирование мировоззрения:
1) социально-экономическая среда, политика гос-ва, идеология. 2) развитие науки, техники. 3) развитие образования, культуры.
Виды: научное, религиозное, бытовое мировоззрения.
Задачи формирования научного мировоззрения:
Формировать научные взгляды и убеждения объясняющие мир, формировать критическое отношение к антинаучным представлениям, формировать способность к твердому проявлению воли и решительности в реализации своих убеждений.
Пути реализации задач: школа (сознание уч-ся формируется в результате усвоения науки, которая представлена в школе в адаптированном виде – учебные предметы), семья (форм миров осущ через общение с родителями – походы, беседы, традиции), внешкольная деятельность (форм миров в процессе усвоения любимой деятельности)