Становление и развитие отечественного профессионального образования в XVIII-первой половине XIXв.
На Руси «учение рукомеслу» восходит к древней традиции. Зародившись в старину, ремесленное ученичество оставалось основной формой профессиональной подготовки молодежи вплоть до XVIII в. Профессиональное образование в ХVII в. носило черты прагматичности, ориентировалось на обслуживание практических нужд русского общества и государства. При Екатерине П были претворены в жизнь проекты И.И. Бецкого, который предложил систему сословных учреждений. В соответствии с идеями И.И.Бецкого был организован ряд учебных заведений в Москве и Петербурге: Общество для благородных девиц при Воскресенском (смольном) монастыре (1764г.), общество для девиц мещанского сословия (1765г.), воспитательное училище для мещан при Академии художеств (1764г.). В 1786г. Екатерина П повелела открыть главные народные училища в 25 губерниях. В целом профессиональное образование в стране в период просвещенного абсолютизма сделало значительный шаг вперед. К середине ХIХв. В России действовало несколько десятков профессиональных учебных заведений трех типов: заводские школы, горные и окружные училища.
|
|
В 20-х гг. ХIХ в. открылись сельские профессиональные школы для подготовки специалистов по агрономии, земледелию, животноводству, садоводству, виноделию с четырех- или пятилетним сроком обучения.
Все возрастающие потребности общества в специалистах для промышленности и торговли заставили государство пойти на ряд новых мер. В 1839г. одной из них стало создание реальных классов при гимназиях. В стране появились также волостные училища, подготавливавшие служащих низшей квалификации для государственной администрации: писарей, землемеров, помощников фельдшеров.
Преобразования, проведенные государством в профессиональном образовании в 40-50-х гг. ХIХ в., устранили преобладание классицизма в гимназическом образовании, содействовали развитию реального образования. Было решено сосредоточить реальное образование в специальных учебных заведениях. Для этого в стране открывались реальные училища – гимназии с техническим уклоном.
Российские реформы профессионального образования
второй половины XIX – начала XX вв.
Характерными чертами профессионального образования в России в период с XVII в. до 1917г. являются: создание в сфере подготовки рабочих и специалистов среднего звена предпосылок для осуществления непрерывной подготовки кадров через разнообразные профессиональные учебные заведения; отставание количества учебных заведений от потребностей промышленного и сельскохозяйственного производства; отсутствие нормативной документации об открытии и функционировании каждого типа учебного заведения и о создании единой системы профессионального многопрофильного образования и др.
|
|
В канун революционных событий в России стала очевидна необходимость реформирования образования, приведения его в соответствие с социально-экономическими требованиями жизни. В условиях массового вовлечения детей и подростков в производство актуализировались социальные вопросы защиты и охраны детского труда и реорганизации ученичества. Были предприняты попытки демократизации образования, не получившие, однако, поддержки со стороны правительства.
Профессиональное образование в России в период 1917 – 1945 гг.
С первых же дней после революции 1917г. перед советским правительством встали вопросы организации профессионального образования, и их пришлось решать в исключительно сложной обстановке внутри страны и на международной арене.
К концу 20-х гг. XX в. в РСФСР сложилась следующая система профессионального образования: профшколы, школы ФЗУ, учебно-производственные мастерские на базе школы I ступени (начальной школы); индустриальные, сельскохозяйственные, педагогические и другие техникумы на базе семилетней школы; вузы на базе девяти- и десятилетней школы.
В 1940 г. социально-экономические потребности страны подтолкнули к созданию системы государственных трудовых резервов путем мобилизации молодежи, подготовки и централизованного распределения кадров. Профессиональной педагогике отводилась узко методическая роль улучшения производственного обучения в ремесленных училищах и школах фабрично-заводского обучения (ФЗО). Была разработана операционно-комплексная система производственного обучения.
В годы Великой Отечественной войны были совершены неправильные действия по отношению к средним специальным учебным заведениям. Сокращение сети техникумов, резкое уменьшение выпуска специалистов со средним техническим образованием обусловили в названное время острый недостаток инженерных кадров.
В условиях военного времени, когда училища и школы ФЗО в связи с требованиями оборонной промышленности вынуждены были производить ускоренные выпуски учащихся, а также выполнять специальные задания, резко снизилось качество подготовки квалифицированных рабочих и ухудшилась учебно-воспитательная работа.
Одновременно с изменением учебных планов и программ война заставила пересмотреть номенклатуру специальностей. Помимо укрупнения некоторых существовавших специальностей были введены новые, востребованные в различных отраслях народного хозяйства. Были разработаны и введены в действие учебные планы по новым специальностям: радиотехнике, военному строительству, новой авиации, по газовому хозяйству, технологии получения и использования искусственного и жидкого топлива, стальным конструкциям, гидроэнергетике, по ствольной и боевой технике и др.
Развитие профессионального образования в России после 1945 г.
Новый этап в развитии профессионального образования начинается с конца 50-х гг. прошлого века с принятием Закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», благодаря которому профтехучилища вновь стали составной частью общей системы образования.
В общеобразовательные школы вернулась начальная профессиональная подготовка по массовым профессиям. В системе среднего специального образования возникли два различных типа техникумов: 1) четырехгодичные (в которые принимали окончивших семь классов общеобразовательной школы); 2) техникумы со сроком обучения два-два с половиной года (в них принимали получивших среднее общее образование). Оба типа техникумов имели самостоятельные учебные планы.
|
|
Итоги развития профессиональной школы в СССР отразил Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР, принятый 24 декабря 1958 г. 2-й сессией Верховного Совета СССР 5-го созыва. В этом законе указывалось, что все многочисленные типы низших профессионально-технических учебных заведений: школы фабрично-заводского обучения; ремесленные, железнодорожные, горно-промышленные, строительные училища; училища механизации сельского хозяйства - преобразуются в течение трех - пяти лет в городские и сельские профессионально-технические училища со сроками обучения от одного года до трех лет.
Задачи профессионального обучения молодежи кроме специальных учебных заведений выполняют общеобразовательные 11 -летние трудовые политехнические школы с производственным обучением. В средине 60-х гг. начали создаваться средние профессионально-технические училища (СПТУ).
В становлении и развитии профтехобразования значительную роль сыграли такие ученые, как П.Р. Атутов, С.Я. Батышев, А.Н. Веселов, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин и др.
В 1984 г. была начата реформа общеобразовательной и профессиональной школы, ставившая задачу перехода к всеобщему профессиональному образованию на основе слияния старших классов общеобразовательной школы с ПТУ и средними профессиональными учебными заведениями. Но эта задача оказалась нереальной: ни материальная база, ни кадровый состав школ и училищ решить ее не смогли.
Создавались и получили научное обоснование деятельность инновационных типов профессионального обучения: высших профессиональных училищ, колледжей, лицеев, образовательных комплексов, получивших широкое развитие в стране после принятия Закона «Об образовании» 1992г. В период современности подготовка кадров осуществляется не только в профессиональных учебных заведениях, но и в системе ученичества на производстве, и в процессе курсовой подготовки.