Проектирование программы индивидуального развития личности ученика

Цель программы:

Создание условий, способствующих полноценному развитию личности ребенка.

Задачи программы:

1. Поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

2. Поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

3. Формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;

4. Содействовать индивидуализации воспитания и образования школьников;

5. Сохранение и укрепление здоровья учеников;

6. Создание условий для активного сотрудничества родителей, детей и педагогов.

7. Закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

Ожидаемый результат

Творческая личность Стремление к развитию своих способностей, интересов и склонностей
Здоровый ребёнок Знание и выполнение правил здорового человека
Ответственная личность Добросовестность, порядочность, заботливость, ответственность
Гуманная личность Терпимость, проявление интереса к людям, общительность, умение дружить с другими
Нравственная личность Личность с развитыми волевыми, нравственными чертами, психологическими интересами и умственными способностями

С учетом имеющихся проблем и осуществлением индивидуальной программы развития ребёнка, активно включать ребёнка в творческую деятельность, развивать мотивацию обучения и познавательные интересы, вовлекать в самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы. То, возможно повысить: качество знаний, уровень самостоятельности ребёнка, развивать мыслительную деятельность, речь ученика, развивать творческие возможности учащегося.

35. Классный руководитель - ближайший и непосредственный воспитатель и наставник учащихся. Он организует и направляет воспитательный процесс в классе, объединяет воспитательные усилия учителя, родителей и общества, отвечает за организацию воспитательной работы в своём классе. В деятельности классного руководителя органично сочетаются идейно- воспитательная, организационная и административные функции. Классный руководитель заботится о всестороннем развитии детей, о коллективизме, трудолюбии, воспитании, о повышении качества знаний укреплении дисциплины и порядка в классе. Основное в деятельности классного руководителя - воспитание учащихся и сплочение их в дружеский коллектив. Работа классного руководителя - целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе, межэтнических, межконфессиональных отношений. К важнейшим функциям классного руководителя относятся: развитие познавательных интересов и способностей школьников, их профессиональная ориентация, забота об охране здоровья учащихся. Среди основных качеств личности классного руководителя в первую очередь следует назвать такие качества, как коммуникативная идейность, общественная активность, нравственная зрелость. Основные функции и обязанности классного руководителя организаторскую (проведение работы по всем педагогическим аспектам) –состоит в активном содействии классному самоуправлению, развитию детской самодеятельности.

воспитательную (формирование личности и коллектива)

коммуникативную (организация общения);

координационную (согласование всех влияний, установление взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса);

коррекционную (преобразование, изменение личности);

экологическую (защита ребёнка от неблагоприятных воздействий);

административную (ведение личных дел учащихся и других официальных документов).

Идейно-воспитательная функция -проявляется как аналитико-обобщающая. Необходимость налаживать взаимодействие четырех коллективов (учащихся, учителей, родителей, общественности) подчеркивает значение функции координационно-информационной. Важность непосредственного доверительного контакта с детьми в целях своевременного снятия психических напряжений делает актуальной психологическую функцию.

Стимулирующе-тормозящая функция- дает возможность активизировать общественно ценную деятельность детей и приостанавливать негативную.

Импровизационно-творческая функция - обеспечивает классному руководи-телю повышенную контактность, эффективность общения, целенаправленного взаимодействия с детьми.

36. Культура межнационального общения - совокупность специальных знаний и умений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся в межличностных контактах и взаимодействии представителей различных этнических общностей и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах. К.м.о. является органической составной частью духовной жизни общества, его культуры, в частности культуры человеческих отношений в целом. Понятие К.м.о. вошло в научный оборот в начале 1980-х гг. В содержательном плане она включает: знание и претворение в жизнь общепринятых на международном уровне норм и правил, которые регулируют отношения представителей разных этнических общностей; соблюдение сложившихся традиционных интернациональных форм межнационального общения; социально и профессионально ориентированные реакции на характер, стиль и особенности поведения людей других национальностей; стремление утверждать на практике взаимно согласованные принципы бесконфликтного взаимопонимания и сотрудничества в ходе межнационального взаимодействия; способность противостоять национальной ограниченности и замкнутости, национальной предвзятости и вражде, национальному недоверию и отчужденности, национальному эгоизму и этноцентризму.

37. Результативность воспитательной работы в значительной мере зависит от целесообразного сочетания массовых, групповых, индивидуальных форм воспитания детей. Поэтому в основу воспитательной системы школы положена методика коллективно-творческих дел, реализация программ:

«Учение»

«Досуг»

«Общение»

«Здоровье»

Программа «Здоровье»:

Вместе с родителями провести совместную работу по выработке режима дня, жизни и здоровья учащихся;

Провести спортивные игры, конкурсы, акции, Дни здоровья, планировать походы, экскурсии на природу;

Следить за тем, кто из ребят и как занимается в спортивных секциях.

Программа «Учение»:

Учить ребят правильной организации труда на уроке;

Проводить с учителями-предметниками корректировку единых педагогических требований к учащимся своего класса;

Помочь учащимся в организации консультаций по предметам;

Проводить конкурсы, смотры, олимпиады;

Помогать в организации мероприятий учителям предметникам.

Программа «Общение»:

Корректировать свои отношения с классом, отношения между детьми;

Воспитывать уважительное отношение к общечеловеческим нормам нравственности, к высшим ценностям человека – жизни, дому, семье;

Уважать право ученика на другое мнение;

Воспитывать уважение и доброе отношение к продуктам человеческого труда.

Программа «Досуг»:

Выявлять интересы, увлечения детей;

Помочь учащимся в выборе кружков, секций;

Продолжить проведение сюрпризов, конкурсов, вечеров и т.д.;

Содействовать расширению познавательного и культурного кругозора;

Помочь учащимся в общественной работе;

Организовать КТД в классе;

Проводить с детьми дни общения с природой;

Помочь каждому утвердиться в коллективе.

38. Воспитание трудолюбия — сложный, кропотли­вый процесс, требующий большого терпения.

Еще в дошкольном возрасте родители, как пра­вило, приучают детей к самообслуживанию. Иног­да, правда, некоторая естественная беспомощность дошкольников надолго задерживается в сознании отдельных родителей, и они продолжают опекать не только семилеток, но и детей более старшего воз­раста. Дело доходит до того, что у ребенка нет не только постоянных поручений по дому, но и не сформированы элементарные навыки самообслуживания. Он не может убрать свою постель, самостоятельно одеться, сложить в портфель школьные принадлеж­ности и т. д. Сами того не понимая, родители за­кладывают в своем ребенке инфантилизм и эгоизм. Воспитание привычки к труду — дело хлопотное. Родителям не приходится ждать легких и быстрых результатов. Прежде всего потому, что любовь к труду воспитывается только в труде, а во-вторых, всякий труд связан с преодолением неумений, с уси­лием, усталостью, напряжением.

Трудовое воспитание начинается с бытового тру­да. Безусловно, домашний труд для ребенка — это не радостные развлечения и далеко не все дети вы­полняют домашние обязанности без напоминания, особенно если в семье один ребенок и его постоянно взрослые пытаются оградить от трудностей.

Но родителям надо понять главное — привле­кая детей к выполнению бытовых обязанностей, они воспитывают привычку трудиться, а вместе с ней привычку заботиться о близких, воспитывают в детях чуткость и отзывчивость.

Родители должны внушать детям, что любой труд, направленный на пользу людям, благороден.

У младшего школьника должны быть постоян­ные обязанности, так как это способствует воспита­нию у ребенка ответственности и самоуважения. До­машний труд, формирующий трудовые привычки, не должен быть эпизодическим. Трудовые навыки вырабатываются путем постоянных упражнений и повторений. Плохую услугу своим детям оказыва­ют те родители, которые оберегают детей от домаш­них обязанностей.

Приучая детей к выполнению трудовых поруче­ний по дому, родители должны понимать, что нельзя принуждать к труду. Вряд ли от работы из-под пал­ки будет прок. Попытайтесь доходчиво объяснить сыну или дочери, как важно для семьи сделанное им дело. И еще одно важное правило — нельзя на­казывать ребенка трудом, у него не должно сло­житься убеждение, что труд — это наказание.

39. Предпрофильная работа классного руководителя способствует более гибкому подходу в получении знаний и умений учащимися, их профессиональному самоопределению.

Классный руководитель - это педагог-профессионал, являющийся для растущего человека:

- духовным посредником между обществом и ребенком в усвоении основ человеческой культуры;

- защитником от моральной деградации, нравственной гибели;

- организатором отношений сотрудничества в разнообразных видах совместной деятельности классного коллектива;

- организатором условий для самовыражения и развития каждого ребенка, осуществляющим (совместно с психологом, социальными педагогами) коррекцию процесса его социализации;

- помощником, консультантом в организации повседневной жизни и деятельности, в осмыслении социально-экономической, политической жизни общества, в профессиональной ориентации;

- координатором усилий педагогов, семьи, социума - словом, всех воспитательных институтов общества влияющих на становление и развитие воспитанников;

- создателем благоприятной микросреды и морально-психологического климата в детском и подростковом коллективе, объединении, группе.

Классный руководитель, учитывая интересы, склонности и способности учащихся, может создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Учитель может не только влиять на профессиональное самоопределение подростка, вызывать интерес (мотивацию) к рассмотрению своих проблем, но и помочь ему вооружиться доступными и понятными средствами, для реализации своих профессиональных перспектив.

40. Семья – структурная единица общества, закладывающая основы личности; соц-пед.группа людей, предназначенная для отимального удовлетвор-я потребностей.Семейное воспит.- общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и др членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Влияние семьи на реб. Сильнее всех других воспит. воздействий. В семье формируются те качества, кот. Нигде как в семье сформированы быть не могут. Отношения между людьми в семье из всех чел. Отношений бывают наиб.глубокими и продолжительными.Для достижения воспитательных целей в семье родители обращаются к различным средствам воздействия: поощряют и наказывают ребёнка, стремятся стать для него образцом. В результате разумного применения поощрения, развитие детей как личностей может ускориться, стать более успешным, чем при использовании запретов,. Наказание необходимо тогда, когда поведение ребёнка изменить другим способом невозможно. Оно должно быть справедливым, но не жестоким. В неполных семьях малыши острее чем другие воспринимают отсутствие в семье отца.

Функции семьи:
1.осуществление социализация личности.
2. закладывание основы отношений между людьми
3. формирование ориентации на всю оставшуюся жизнь человека (трудовую и социальную)
4. обеспечивает преемственность традиций
5. воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества.

Задачи семьи:
1. создать максимально благоприятные условия для роста и развития ребенка
2. стать социально-экономической и психологической защитой ребёнка
3. передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим
4. воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я>*
5. научить полезным прикладным навыкам и умениям (самообслуживание, помощь близким)

41. Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых - сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь. На сегодняшний день у школьников, как и у населения в целом, преобладает пренебрежительное безответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих; низок уровень восприятия проблем здоровья как личностно значимых; учащиеся школ не представляют проблему распространения наркомании и ВИЧ-инфекции как социально опасную проблему для жизни общества; недооценивают роль здоровья населения для социально-экономического развития страны и для выживания нации. В целом у учащихся не развита потребность в ведении здорового образа жизни, не сформирован стиль поведения, обеспечивающий здоровье. Многие подростки и выпускники общеобразовательных школ имеют неточное и неполное представление о сущности здоровья человека и его аспектах, о факторах, определяющих здоровье, о компонентах здорового образа жизни. Школа должна обеспечить физическое, психоэмоциональное и нравственное здоровье, т.е. оптимальное развитие этих сфер личности учащихся, решить следующие валеологические задачи:

1. Обеспечить безопасную и здоровую среду обучения, позволяющую сохранить здоровье и психику ребенка, формирующегося в условиях стремительного роста информации, изменения экономических основ общества, стрессов, экологического дисбаланса. Валеологическая среда - это такая обстановка в образовательном учреждении, при которой обучение и ученику и учителю приносит здоровье и радость, а не болезни.

2. Привести все элементы учебного и вне учебного процесса в соответствие с состоянием здоровья, физическими и психологическими возможностями учащихся и учителей.

3. Содействовать воспитанию у детей чувства своей неразрывности с природой, ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи и общества.

4. Обучать навыкам здорового образа жизни и поддержания хороших межличностных отношений.

5. Помочь ребенку осознать заботу о нем Мира взрослых, тем самым дать ему ощущение ценности своей жизни, защищенности и свободы самовыражения.

6. Способствовать возрождению семьи, как основы сохранения достоинства и здоровья ребенка, его личностного потенциала.

42. Неоспоримым фактом является то, что дети, которые в раннем возрасте лишаются родительского попечения, по психологическим характеристикам отличаются от детей, которые воспитываются в семье. По одним параметрам они занимают равные позиции со своими ровесниками, или даже опережают, а по другим - резко отстают не только от них, но и от более младшей группы детей. При условии отсутствия проведения специальной работы, эта проблема с возрастом становится острее. Конечно, особенности психического развития учащихся данной категории в разных возрастных группах проявляется по-разному. Но очевидно одно: все они имеют серьёзные последствия в процессе формирования личности ребёнка, межличностных отношений, самоосознанности, деятельности.

К типичным особенностям детей, лишённых родительского попечения относят особенности общения, нервозность и желание как можно быстрее установить коммуникативные связи. Отсутствие умения общаться вызывает у социальных сирот доминирование защитных форм поведения, таких как неадекватная лояльность, либо агрессия. При этом определяется повышенная ранимость, обусловленная отсутствием отцовской любви, материнской ласки, ранней депривацией нормального общения со взрослыми.

43) На селе большое значение имеет воспитательная работа, так как у учащихся (в отличие от

городских сверстников) ограничены возможности в организации разнообразного досуга,

выбора объединения по интересам, посещения различных кружков и секций.

При подготовке учителя к реализации воспитательных функций необходимо учитывать

следующее:

- школа, являясь часто единственным культурным центром села, оказывает значительное

влияние на его развитие; важно установление тесного взаимодействия школы и

социального окружения с целью использования его потенциала в воспитательной

работе;

- ограниченные возможности для самообразования сельских школьников, отсутствие

учреждений дополнительного образования, музеев, театров обуславливают

необходимость организации познавательной деятельности учащихся во внеучебное

время на базе школы и целесообразность использования для этого объединений

клубного типа, куда включаются школьники разного возраста, педагоги, родители в

зависимости от их интересов и способностей;

- в сельской школе складываются благоприятные условия для использования в

воспитательной работе окружающей природы, сохранившихся на селе традиций,

народного искусства, богатого духовного потенциала;

- в жизни сельского школьника значительное место занимает трудовая деятельность, что

иногда влияет на снижение значимости образования на селе; использование

возможностей профориентационной работы на базе школы позволяет показать

учащимся необходимость и важность научных знаний в сельском хозяйстве;

- малочисленность педагогического коллектива, отсутствие в штатном расписании

должностей заместителя директора по воспитательной работе, организатора

внеклассной воспитательной работы обуславливает необходимость включения педагога

в различные виды воспитательной деятельности, выполнения дополнительных

воспитательных функций и обязанностей: организатора общешкольных дел,

руководителя какого-либо направления воспитательной работы или объединения;

- малочисленность коллектива школьников, недостаточное для полноценного общения

число учащихся одного возраста, ограниченность социальных связей ребенка

предполагает целесообразность разновозрастного взаимодействия и проведение на его

основе многих форм воспитательной работы;

- существующая проблема психологического перенапряжения школьников, бедности

эмоциональных впечатлений требует от педагога умений организации ярких

разнообразных событий, создания для учащихся комфортной обстановки;

- в сельской школе имеются большие возможности для осуществления личностно-

ориентированного подхода в воспитании, что способствует формированию у сельского

школьника качеств, помогающих ему адаптироваться в быстро меняющейся социальной

обстановке, созданию благоприятных условий для самореализации ребенка;

- особенности общинной психологии сельского жителя, замкнутость и обособленность

социального окружения школы, значительное влияние традиций на образ жизни и

воспитание детей обуславливают характер воспитательной деятельности учителя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: