Диагностика результатов процесса обучения в начальной школе

Диагностика – область специальных знаний, связанных с разработкой теории, методологии и методик для точной оценки свойств, состояний или уровня развития, достигнутого индивидом или группой. Диагностика (от греч. «диа» - прозрачный и «гнозис» - знание) – Общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе. (И.П.Подласый)

Сущность педагогической диагностики - изучение результативности учебно – воспитательного процесса в школе на основе изменений в уровне воспитанности учащихся и росте педагогического мастерства учителей. Педагогическая диагностика призвана ответить на следующие вопросы: что и зачем изучать в духовном мире воспитателей и воспитанников, по каким показателям это делать, какими методами пользоваться, где и как использовать результаты информации о качестве педагогической деятельности. При каких условиях диагностика органически включается в целостный учебно – воспитательный процесс, каким образом научить учителей самоконтролю, а учащихся – самопознанию. Сущность педагогической диагностики определяет ее предмет: кого воспитывать в соответствии с поставленными целями и задачами воспитания (объект воспитания, критерии воспитанности), при каких условиях (воспитательная ситуация), кто и что при этом должен делать (определение функций общества, семьи, школы, классного коллектива, самого ребенка), какими средствами, путями, методами воздействовать на воспитателей и воспитанников (деятельность субъектов воспитания). Педагогическая диагностика осуществляется в процессе обучения и воспитания. В большинстве случаев педагоги думают, что они знают своих учащихся, что никакого специального изучения не требуется. Но когда эти знания подвергаются глубокому анализу, то оказывается, что они поверхностны и неадекватны. Учителя и воспитатели часто судят о своих воспитанниках по ранее сложившимся впечатлениям, по тем ситуациям, которые прежде возник5али. Иногда некоторых школьников несправедливо относят к категории трудных, а действительно исправившийся трудный подросток еще долго ощущает настороженное отношение к себе своих учителей.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности. Начальная школа должна помочь детям освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, развить способности к сотрудничеству. Успешность решения данных задач во многом зависит от того, как устроена система оценки образовательных достижений: насколько она поддерживает и стимулирует учащихся; насколько точную обратную связь она обеспечивает; насколько включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность; насколько она информативна для управления системой образования. Система оценки — сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников; как оценку деятельности педагогов и школы, так и оценку результатов деятельности системы образования. Основной предмет обсуждения в данном сборнике — итоговая оценка достижения планируемых результатов начального образования.

Итоговое оценивание проводится в формах: накопительной оценки (синтез информации об учебных достижениях ребенка за 4-е года), которая включает в себя: предметные учебные навыки; освоение первичных навыков организации своей учебной деятельности; умение сотрудничать, коммуникативные навыки; освоение первичных навыков работы с информацией; данные об индивидуальном прогрессе ребенка в различных областях; итоговой демонстрации общей полученной подготовки, которая включает в себя: выставку результатов проектных работ (других творческих работ) за 4-й год обучения; комплексную письменную работу за каждый год обучения.

Планируемые результаты: три основные группы результатов. ЛИЧНОСТНЫЕ. Самоопределение: внутренняя позиция школьника; самоиндификация; самоуважение и самооценка. Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания». Морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение моральных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ. Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества. Познавательные: работа с информацией;работа с учебными моделями; использование знако-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие. ПРЕДМЕТНЫЕ. Основы системы научных знаний, Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания. Предметные и метапредметные действия с учебным материалом

Методики диагностики развития универсальных учебных действий учащегося:

1. ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ. МЕТОДИКА «БАЗОВЫЕ СТРЕМЛЕНИЯ» Олег МОТКОВ, Тест смысложизненных ориентаций является адаптированной версией теста «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test, PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Методика была разработана Д.А. Леонтьевым на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла (Франкл, 1990) и преследовала цель эмпирической валидизации ряда представлений этой теории, в частности представлений об экзистенциальном вакууме и ноогенных неврозах. Тест смысложизненных оpиентаций. Д.Леонтьева включает пять субшкал: 1) наличие целей в жизни, 2) эмоциональная насыщенность и осмысленность жизни, 3) удовлетворенность самореализацией, 4) локус контроля - Я (Я - хозяин жизни), 5) локус контроля жизни (управляемость жизни). 2. ДИАГНОСТИКА РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ. ТЕСТ НА ОЦЕНКУ САМОКОНТРОЛЯ В ОБЩЕНИИ.

Тест разработан американским психологом М. Снайдером. Люди с высоким коммуникативным контролем, по Снайдеру, постоянно следят за собой, хорошо знают, где и как себя вести, управляют выражением своих эмоций. Вместе с тем, у них затруднена спонтанность самовыражения, они не любят непрогнозируемых ситуаций. Их позиция: "Я такой, какой я есть в данный момент". Люди с низким коммуникативным контролем более непосредственны и открыты, у них более устойчивое "Я", мало подверженное изменениям в различных ситуациях.ТЕСТ-ОПРОСНИК ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ САМООЦЕНКИ. Автор С. В. Ковалев. Цель: определение уровня самооценки личности. Оснащение: лист ответов.

3. ДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ. Примеры заданий по методике Айзенка. МЕТОДИКА "ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЛАБИЛЬНОСТЬ" Методика требует мало времени для проведения тестирования и обработки результатов, вместе с тем она дает достаточно точный прогноз профессиональной пригодности. 4. ДИАГНОСТИКА КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ

ТЕСТ ОЦЕНКИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ. Возможно проведение теста в 2 вариантах.В 1 варианте - испытуемый отмечает ситуации, которые вызывают у него неудовлетворение или досаду и раздражение при беседе с любым человеком — будь то товарищ, сослуживец, непосредственный начальник, руководитель или просто случайный собеседник. Во 2 варианте - испытуемый отвечает на 10 вопросов, которые оцениваются.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: