Норма – некое идеальное образование, условное обозначение объективной реальности, некий среднестатистический показатель, характерный реальной действительности, но не существующий в ней.
В социальной педагогике выделяют понятие социальная норма.
Социальная норма – официально установленная или сложившаяся под воздействием социальной практики, правило общественного поведения и проявления человека в конкретно исторических условиях жизни общества.
Социальные нормы делятся на две большие группы:
✓ универсальные, то есть распространяющиеся на каждого человека в обществе;
✓ частные, относящиеся и регулирующие определенную сферу профессиональной деятельности или жизнедеятельности людей.(врач,соц педагог,брат,друг и др)
Социальные нормы являются элементами системы нормативной регуляции и обеспечения устойчивой общественной жизни (мораль, право, традиция).
Выделяют пять разновидностей социальных норм: нормы морали, нормы обычаев, корпоративные нормы, религиозные нормы и правовые нормы.
|
|
Нормы морали представляют собой правила поведения, которые являются производными от представлений людей о добре и зле, о справедливости и несправедливости, о хорошем и плохом.
Нормы обычаев — это правила поведения, вошедшие в привычку в результате их многократного повторения.
Корпоративными нормами называют правила поведения, установленные общественными организациями.
Под религиозными нормами понимаются правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах либо установленные церковью.
Правовые нормы — это правила поведения, уставленные или санкционированные государством.
Социальное отклонение — это социальное развитие человека, по-
ведение которого не соответствует общественным ценностям и нор-
мам, принятым в обществе (его среде жизнедеятельности). Выделяют
такие формы социального отклонения: асоциальное поведение(такое поведение человека, которое не соответствует нормам, принятым в обществе, но не содержит проти-
воправных действий) и антисоциальное(противоправное поведение человека).
Под отклонением принято обозначать то, что не соответствует норме. Например отклонениями от нормы в развитии ребенка являются и умственная отсталость, и талантливость. Характер отклонений может быть:
✓ негативный — такие отклонения в поведении оказывают отрицательное влияние и на процесс социального становления человека, и на развитие общества в целом (преступность, алкоголизм, наркомания и др.);
✓ позитивный — такие отклонения в поведении служат развитию социальной системы, замене старых норм новыми (экономическая предприимчивость, научное и художественное творчество и др.).