Краткий исторический очерк развитии топографической анатомии

ГЛАВА I

После введения в России Университетского устава 1863 г. оперативная хирургия с топографической анатомией была отделена от кафедры факультетской хирургии, при которой она преподавалась до этого времени, и впервые была официально установлена доцентура по этой дисциплине.

Спустя 4 года, в 1867 г., доцентура была преобразована в кафедру топографической анатомии и оперативной хирургии.

Изучая историю развития топографической анатомии и оперативной хирургии, можно выделить четыре основных периода.

Первым следует считать период от момента возникновения высшей медицинской школы в России – с 1764 по 1805 г. В этот период преподавание топографической анатомии и оперативной хирургии проводилось при кафедре анатомии, курс описательной анатомии, оперативной хирургии с топографической анатомией преподносились слушателям одним преподавателем. Таким образом, в этот период топографическая анатомия с оперативной хирургией как самостоятельный предмет не существовала.

Второй период, продолжавшийся с 1805 по 1835 г., характеризуется выделением специального преподавателя для ведения курса оперативной хирургии, но, по свидетельству Н. И. Пирогова, преподавание оперативной хирургии на трупах тогда почти не велось. Занятия носили главным образом умозрительный, теоретический характер.

Третий период развития дисциплины топографической анатомии с оперативной хирургией начался после введения Университетского устава 1835 г. и продолжался вплоть до создания самостоятельных кафедр оперативной хирургии с топографической анатомией. Согласно этому уставу, преподавание хирургических дисциплин было разделено между вновь организованными двумя кафедрами: «хирургии умозрительной» и «хирургии операционной». На первой кафедре излагались вопросы общей и частной хирургии. Эта кафедра являлась теоретической и не имела отношения к клинике. Кафедра операционной хирургии, напротив, являлась учреждением практической, клинической хирургии. В задачи кафедры входило преподнесение слушателям следующих разделов курса: 1) клиническое учение о хирургических и глазных болезнях; 2) теоретический курс оперативной хирургии; 3) упражнение слушателей в технической части оперативной хирургии, проводимое преподавателем на больных (ассистенция на операциях); 4) производство операций на трупах; 5) прикладная или так называемая хирургическая анатомия; 6) курс десмургии, т. е. практическое учение о хирургических повязках; 7) курс аккологии, т. е. наука о хирургических инструментах; 8) механургия – учение о хирургических снарядах.

Как видно из приведенного перечня, задачи кафедры операционной хирургии были весьма многогранны.

Четвертый период начинается с момента создания кафедр оперативной хирургии.

Надо сказать, что к этому периоду характер преподавания курса топографической анатомии и оперативной хирургии в основном определился полностью и в существенных чертах сохранился в таком виде и до настоящего времени.

Наибольшее значение в развитии топографической анатомии и оперативной хирургии как самостоятельно оформившейся целостной, по выражению проф. В. П, Вознесенского «двуединой», дисциплины имели московская и в старое время петербургская, а после Великой Октябрьской социалистической революции – ленинградская топографо-анатомические школы.

Особую роль в этом отношении сыграла Медико-хирургическая академия, преобразованная позднее в Военно-медицинскую академию, где еще работал основоположник топографической анатомии Николай Иванович Пирогов.

Здесь следует вкратце сообщить об отдельных представителях этой дисциплины, работавших в Московском университете, в Медико-хирургической академии в Петербурге и некоторых других высших учебных заведениях страны, чтобы иметь представление о развитии этой науки в России.

Разумеется, немало видных топографоанатомов было и в других старых университетских городах России, как, например, в Казани, Киеве, но наибольшую роль в развитии топографической анатомии как дисциплины сыграли московская и петербургская топографо-анатомические школы.

Первыми преподавателями топографической анатомии с оперативной хирургией были Ф. И. Гильдебрандт и А. А. Альфонский (1805). Хорошие практики, но весьма плохие педагоги, они не имели большого авторитета как преподаватели. Занятия носили отвлеченный, схоластический, главным образом умозрительный характер. В этом периоде был создан впервые десмургический кабинет, который возглавлял А. Е. Эвениус. Он «упражнял слушателей в наложении хирургических повязок и снарядов на человеческое тело». В дальнейшем этот кабинет вошел в состав кафедры оперативной хирургии. Здесь демонстрировались слушателям наборы различных повязок и разнообразная аппаратура.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: