Мера важности отдельных групп сведений, которые прямо влияют на безопасность государства, предопределяет необходимость выделения их в отдельный блок информации, подлежащей нахождению в режиме государственной тайны. Установление подобного режима является одним из существенных факторов обеспечения безопасности страны, ибо закрепляет отношения в сфере специфических интересов государства в рамках важнейших направлений его деятельности.
В отличие от иных режимов конфиденциальной информации, режим
информации, отнесенной к государственной тайне, отличается более
высокой степенью детализации нормативного опосредования.
Существует базовый закон, принятый в развитие
п. 4 ст. 29 Конституции РФ, и изданные на его основе многочисленные нормативные акты, детализирующие отраслевые и программно-целевые особенности применения института государственной тайны.
Согласно ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне»
государственная тайна представляет собой защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Из этого определения вытекает несколько признаков информации, которая подпадает под режим государственной тайны.
|
|
10.08.2013
5.3. Режим ограниченного доступа
Стр. 19 из 20
Первым признаком является отраслевая (тематическая) принадлежность сведений, которые могут находиться в режиме государственной тайны. Этот признак детализирован в ст. 5 Закона РФ «О государственной тайне», где произведена дифференциация составов сведений, составляющих данную разновидность тайны, по основанию их принадлежности к:
• военной области;
• области экономики, науки и техники;
• области внешней политики и экономики;
• областям разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.
В свою очередь, каждый из составов сведений, относящихся к той либо иной области, раскассирован на отдельные категории сведений.
Вторым признаком информации, находящейся в режиме государственной тайны, является наличие специфических мер государственной защиты, определенных законом категорий сведений. Этот признак реализован посредством:
• создания специальных органов защиты государственной тайны и возложения обязанностей по ее защите на иные органы государственной власти, организации, должностных лиц;
• установления специального порядка допуска должностных лиц
и граждан к информации, находящейся в режиме государственной тайны;
|
|
• проведения комплекса мероприятий по сертификации средств защиты информации;
• обеспечения финансирования мероприятий по защите государственной тайны;
• осуществления контроля и надзора за обеспечением и защитой государственной тайны.
Третьим признаком выступает потенциальная способность нанесения ущерба безопасности Российской Федерации при распространении категорий сведений, определенных в соответствии с законом. В данном случае законодатель исключает, точнее говоря, не связывает возникновение потенциального ущерба безопасности с такими действиями, как сбор, хранение и использование сведений, находящихся в режиме государственной тайны.
Признаки информации, находящейся в режиме государственной тайны, дают лишь общее представление о степени важности и влияния тех либо иных категорий сведений на безопасность государства. Поэтому законодатель пошел по пути определения важности сведений, находящихся в режиме государственной тайны, через степень тяжести ущерба, который может быть причинен безопасности государства при их распространении (разглашении). Чем важнее сведение, тем больший ущерб их разглашением может быть причинен и тем выше должна быть степень секретности такой информации.
10.08.2013
5.3. Режим ограниченного доступа Стр. 20 из 20
В соответствии со ст. 8 Закона РФ «О государственной тайне» установлено три степени секретности сведений, находящихся в режиме государственной тайны, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей (материальных объектов, в которых сведения находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов) указанных сведений:
• особой важности;
• совершенно секретно;
. секретно.
Порядок определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности государства вследствие распространения сведений, находящихся в режиме государственной тайны, и правила отнесения таких сведений к той либо иной степени секретности устанавливаются Правительством РФ. Так, присвоение определенного грифа секретности регламентируется Правилами отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. № 870^.
;
10.08.2013
5.4. Режим документированной информации
Стр. 1 из 6