Сущность социального-педагогического проектирования

Социально-педагогическое проектирование является одним из видов социального проектирования.

Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.

Под социально-педагогическим проектированиемпонимается возможность преобразовывать социальные процессы, явления, условия с помощью социально-педагогических средств.

Социально-педагогическое проектирование – технология социального воспитания учащихся образовательных учреждениях. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.

Социально-педагогическое проектирование можно рассматривать как мотивационную компоненту, как методический прием организации образовательного процесса.

Социально-педагогический проект — это сконструированное инициатором проекта социально-педагогическое нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности. Оно имеет пространственно-временные и ресурсные границы, воздействие на людей которого признается положительным по своему социально-педагогическому значению.

Под социальным нововведением понимается разновидность управленческого решения, замысел которого предусматривает целенаправленное изменение того или иного социального явления или процесса, а реализация состоит в осуществлении этого замысла.

Существуют три подхода к социальному проектированию объектно-ориентированный подход, проблемно-ориентированный и субъектно-ориентированный (тезаурусный), которые могут быть и в рамках рассмотрения социально-педагогического проектирования.

По мнению Антонюка С.В.,цель социального проектирования:

· привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества;

· включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.

Основные задачи социально-педагогического проектирования:

· повышение общего уровня культуры детей и подростков за счет получения дополнительной информации;

· формирование социально-личностных компетенций: навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность и т.д.;

· закрепление навыков командной работы

Антонюк С.В. выделяет следующие виды социальных проектов воспитанников, реализуемых в образовательных учреждениях:

1. Прикладные (результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике);

2. Информационные (предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации и представление для широкой аудитории);

3. Ролевые и игровые (участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации);

4. Исследовательские (результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др.);

5. Проекты, включающие совокупность поисковых, творческих по своей сути приемов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: