Природа информации

Происхождение слова «информация» латинское, буквально означающее – сообщение, осведомляющее о положении дел или о чьей-либо деятельности.

Надо сказать, что в словарях Владимира Даля вообще отсутствует слово «информация». В русском языке для нас имеются более выразительные синонимы – ведать (знать), извещать.

Итак, информировать – значит осведомлять, ведать, извещать.

В этом значении термин информация так и использовался до 50-годов прошлого века, то есть, до того, как информация приобрела несколько иное значение, особенно в математике и кибернетике, где под информацией понимается количественная мера снижения неопределенности, или энтропии (автор этой концепции является Клод Шеннон).

Теория информации нашла свое место в кибернетике, предметом которой являются количественные закономерности движения информации [1] Научное использование термина «информация» и «кибернетика» связано с теорией управления - наукой ХХ в. - особенно с именами таких выдающихся ученых, как Тейлор, Винер. Первый занялся теорией управления в связи с необходимостью разработки новейших методов повышения производительности труда, а второй в двадцатых годах прошлого века начал вести поиски математического обоснования закономерностей управленческих процессов.

Существующие различие во взглядах ученых на природу информации только подчеркивают сложность проблемы места и роли информации в природе и обществе. Однако названные различия не исчерпывают все пути ее решения этой проблемы. Концепции и теории информации только дополняют друг друга и раскрывают ее многообразное содержание с разных сторон, с точки зрения разных научных систем.

Для обществоведов больший интерес представляют аспекты гуманитарные, в частности, социальные – они ближе к нам по своему роду.

Фундаментальные открытия в области теории управления и информации привели многих ученых к выводу о том, что природа информации лежит в плоскости теории отражения материальных и нематериальных объектов и явлений[2].

Давайте с вами вспомним основные моменты применения теории отражения к проблемам понимания природы информации.

Основываясь на кратком изложении концепции природы информации, изложенной Н. С. Полевым, которую он сформулировал в учебнике по правовой информатике и кибернетике, попробуем описать ее модель следующим образом.

Согласно закону ОТРАЖЕНИЯ все существующие в природе и обществе ЯВЛЕНИЯ в той или иной степени ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ между собой. Такое взаимодействие, взаимосвязи и взаимозависимости легли в основу многих других закономерностей и теорий.

Взаимодействие, взаимозависимость и отражение являются важным условием понимания природы информации.

Но для понимания природы и сущности информации необходимо представить себе сам механизм отражения. Для этого нам необходимо рассмотреть структуру информации, то есть внутреннего строения всех ее элементов.

Сразу же сделаем оговорку в части того, что модель информации нами дается применительно к человеческому измерению, а не в технологическом и математическом смыслах.

Каков же состав элементов структуры информации и как они между собой связаны?

Как мы уже отмечали, все явления и предметы материального и нематериального мира находятся в постоянном движении, изменении и взаимодействии. В силу этого фактора они оказывают друг на друга влияние, передают друг другу отдельные свои внешние либо внутренние признаки, свойства и характерные черты.

РЕЗУЛЬТАТ влияния или взаимодействия всегда связан с содержательным образом того предмета или явления, которое является «активным» элементом взаимодействия и которое оказывает влияние на другое явление (предмет). В этом содержательном образе и весь смысл понимания ИНФОРМАЦИИ.

Теперь пространственно представим один объект в виде объекта (А), а другой объект, на который оказывается влияние в виде другого объекта (Б).

Отразившийся образ объекта А (то есть, его признаки и проецирующие изменения в объекте Б) обозначим еще одним элементом (С), который по своим внешним и внутренним признаками напоминает объект А. Но поскольку это образ объекта А, то он его только напоминает по своим чертам и признакам.

Отображаемый образ обычно имеет свой материальный носитель и или информационный символ. Таким символом может быть цифра, графическое изображение, определенное музыкальное сочетание звуков и их нотные выражения и т.д.

Отметим для себя еще одно важное условие механизма отражения.

В процессе отражения может участвовать и еще один объект, через который происходит сам процесс влияния (или взаимодействия). Назовем его отражающим объектом (Д). В человеческом обществе таким объектом обычно является субъект общественных отношений (физические либо юридические лица), который участвует в целенаправленном информационном процессе (например, средство массовой информации, рекламодатель или лектор, передающий свои знания аудитории и др.). Легче его представить в виде простого зеркала, в которое мы заглядываем ежедневно и в котором отражается наш образ.

Итак, структура механизма такого взаимодействия (отражения) выглядит следующим образом:

- взаимодействуют обычно как минимум два объекта или явления (один влияет, то есть отражает свои свойства и черты, а другой фиксирует на себе или воспринимает переданные ему свойства или черты);

- отображение (образ и его материальный символ) несет в себе качественные либо количественные свойства (признаки) объекта А;

- в процессе отражения может участвовать отражающий объект Д.

Таким образом, мы теперь можем себе представить внутреннюю структуру процесса отражения: отражаемый и отображаемый объекты, результат отражения (отображаемый образ) и его материальный носитель (код, символ, сообщение).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: