Доклад по дисциплине «Банковское дело»
Вариант № 32
Выполнила: студентка 3 курса
ИОМ АКУ 3-1
Юранова В.А.
1- Зарождение правовых основ банковского дела в Росии
Правовые основы банковской деятельности в Российской Федерации, как и в промышленно развитых странах, стали складываться с момента ее возникновения. Но особое развитие и значение они получили после 1860 г., когда помимо государственных (казенных) банков начали появляться частные банки, нуждающиеся в более четком определении своей деятельности, в контроле и надзоре за ней. Серьезное изменение в правовом обеспечении банковской деятельности произошло после революции 1917 г., приведшей к ликвидации кредитных учреждений. Декрет ВЦИК 1917 г. «О национализации банков» декларировал монополию государства на банковскую деятельность и создание на базе объединения имеющихся банков «единого Народного Банка Российской республики — государственного банка с передачей ему их активов и пассивов».
Начало формированию новой банковской системы положила реформа 1987 г. Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 17 июля 1987 г. «О совершенствовании системы банков в стране и усилении их воздействия на повышение эффективности экономики» предусматривало устранение накопившихся негативных тенденций в банковской сфере и предлагало структурно-функциональное изменение банковской системы; провозглашалась новая денежно-кредитная политика. Кроме того, в нем утверждался ряд новых реформ и методов банковской деятельности, предусматривалось качественное обновление технической оснащенности кредитных учреждений.
|
|
Правовой основой возникающих акционерных коммерческих банков стало постановление Совета Министров СССР от 1 сентября 1988 г. № 1061 (ч. 3 п.1) «Об утверждении Устава Госбанка СССР», в котором они впервые были включены в перечень кредитно-банковских учреждений СССР. «Госбанк СССР... регулирует деятельность специализированных, коммерческих, акционерных, кооперативных банков и других кредитных учреждений в СССР...».
Дальнейшее развитие банковской системы регламентировалось принятыми Верховным Советом РСФСР двумя специальными банковскими законами: «О банках и банковской деятельности в РСФСР» и «О Центральном банке РСФСР (Банке России)», которые впоследствии неоднократно пересматривались.
2 – Особенности первых банковских законов в 1990 году
Первые банковские законы закрепляли многообразие форм собственности на
банки, утверждали принципы рыночного хозяйства в банковском секторе, в том
числе принцип, по которому государство не отвечает за деятельность банков, а
|
|
банки - за деятельность государства.
Впервые в Федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке
России) " были определены особый его статус как эмиссионного центра, его
новые функции и задачи. Деятельность Центрального банка РФ должна была
приобрести черты независимого эмиссионного института, использующего рыночные
инструменты регулирования денежного оборота и управления банковской системой.
В законе были обозначены нормативы, регулирующие деятельность коммерческих
банков, порядок лицензирования и надзора за работой кредитных институтов.
В Федеральном законе "О банках и банковской деятельности" была сделана первая
попытка на новой основе определить понятия "банк" и "банковская система",
уточнить операции, которые могли выполнять кредитные учреждения. Закон определял взаимоотношения банка с его клиентами на основе анализа их
кредитоспособности, ликвидности кредитных институтов, обеспеченности ссуд.
Первые банковские законы, бесспорно, имели положительное значение, ибо
устанавливали юридические нормы, законодательно закреплявшие новые правила
игры в банковском секторе.
При всех своих положительных свойствах данные законы страдали, однако,
явными недостатками. В них еще было много "белых пятен". Зачастую эти законы
не были актами прямого действия. Законы как бы отсылали субъекта к
инструкциям Центрального банка РФ. В Федеральном законе "О банках и
банковской деятельности" недостаточно четко был отражен перечень банковских
операций, не было проведено различий между банками и другими кредитными
учреждениями, выполняющими отдельные банковские операции.
Банковское законодательство тех лет отличалось своим переходным
характером. Оно отражало общее состояние, когда Центральный банк РФ уже не
был прежним государственным банком, но и не являлся банком рыночного типа. В
Законе "О Центральном банке РСФСР (Банке России) " недостаточно четко еще
были обозначены функции и задачи Центрального банка РФ, порядок надзора за
деятельностью коммерческих банков.
В свою очередь, коммерческие банки уже не были банками, подчиненными одному
центру, однако они не были в полном смысле независимыми кредитными
институтами. Закон не ограждал банк от возложения на него не свойственных ему
задач выполнения определенных операций (например, отслеживание кассовых
операций клиентов), не отвечающих их интересам. Процедура открытия филиалов
банка была технически сложна, требовала значительного количества документов.
Процедура соблюдения банковской тайны была слабо описана.
Банковские законы 1990 г. не создавали систему безопасности банковской
системы. Отсутствие системы страхования вкладов, с одной стороны, могло
усилить возможность банковских банкротств из-за массового оттока вкладов
населения. Неустойчивость банковской системы усиливалась и тем, что банки не
формировали у себя специальных резервов, гарантирующих их ликвидность. Лишь с
конца 1994 начала 1995 г. коммерческие банки получили предписание
Центрального банка РФ о конкретных отчислениях в резервные фонды в
зависимости от длительности неплатежей по ссудам и степени их обеспеченности.
3 - Структура современного банковского законодательства
Банковское законодательство условно можно разделить на три яруса. Первый ярус содержит два блока — законы о центральном (эмиссионном) банке и законы, регулирующие деятельность отдельных деловых банков. В Германии, к примеру, наряду с Законом о Бундесбанке как центральном банке ФРГ действуют законы, регулирующие деятельность сберегательных и ипотечных банков. Этот блок законов можно назвать институциональным, поскольку он регулирует деятельность отдельных кредитных институтов.
|
|
Второй блок банковских законов охватывает положения, регулирующие деятельность деловых (коммерческих) банков. Таких законов, как правило, несколько. Это могут быть отдельно законы, регулирующие кредитные, валютные операции, вексельное обращение, порядок при банкротстве банков, платежах и пр. История отдельных стран знает примеры создания специальных законов, определяющих также характер банковской профессии.
Первый и второй блоки законов данного яруса образуют законы, непосредственно регулирующие как деятельность банков в целом, так и проведение их отдельных операций.
Вторым ярусом в системе банковского законодательства выступают законы, относящиеся к регулированию параллельно действующих институтов и затрагивающие банковскую деятельность. Такими законами, к примеру, могут быть законы о бирже, акциях и ценных бумагах, ипотеке, трастах и трастовых операциях, отдельные положения которых прямо относятся и к банкам.
К данной группе законов можно отнести и законы, регулирующие деятельность финансово-промышленных компаний, инвестиционных фондов и др.
К третьему ярусу относятся законы всеобщего действия. К их числу, к примеру, относятся Конституция как главный закон страны, Гражданский кодекс, хозяйственное право и др. Положения данных законов имеют основополагающее для банка значение, определяют идеологию его деятельности, место кредитных институтов в народном хозяйстве. Законы, регулирующие банковскую деятельность, важны прежде всего для самих банков, поскольку определяют законодательные нормы, «коридоры» их функционирования, круг дозволенных и недозволенных операций, порядок лицензирования, ответственности и контроля. Поскольку банковские законы не работают сами по себе, а являются реакцией на экономические и политические события, опираются на законы более общего свойства, деятельность банков приобретает упорядоченный характер, учитывающий действующую систему в целом. Здесь, в частности, важно, насколько закон, регулирующий деятельность центрального (эмиссионного) банка, корреспондируется с законами, регулирующими деятельность других банков, прежде всего коммерческих кредитных институтов. Коммерческие банки заинтересованы при этом в том, чтобы закон о центральном банке был наиболее полон и не оставлял место для его субъективных решений.
|
|
Нельзя также забывать, что, помимо собственно банковских законов, в структуре банковского законодательства присутствуют различного рода инструкции, положения, распоряжения и разъяснения центрального банка, которые клиент также должен знать и ими руководствоваться. Клиенту необходимо быть уверенным в том, что то или иное требование коммерческого банка является не его выдумкой, а имеет определенное юридическое основание.
Весьма значительна роль банковского законодательства и для общего развития народного хозяйства.
4 – Основная характеристика современного банковского законодательства
Новая редакция банковских законов, регламентирующих деятельность эмиссионного и коммерческих банков, появилась в 1995 и 1996 гг.: Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 26 апреля 1995 г. и Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 3 февраля 1996 г.
Принятая редакция этих законов не является кардинальным изменением законодательной базы. Напротив, по существу, это новая редакция прежних законов, ставящая перед собой цель прежде всего устранить явные недостатки прежних законов. В какой-то степени создателям законов это удалось.
Из законов были частично изъяты отсылки к нормативным актам Центрального банка РФ, в связи с чем они приблизились к нормативным актам прямого действия.
Законы стали более подробными. Это касается описания порядка лицензирования банковской деятельности, отзыва банковских лицензий, представления отчетности.
Законы сохранили и продвинули идеологию функционирования банков рыночного типа. Прежде всего это касается идеи универсальности. Закон действителен для всех банков, всех их типов. Унифицированным остается контроль за банками.
Универсальность законов не означает, что они отвергают принцип необходимости функционирования многообразия банков в условиях рыночного хозяйства. Напротив, законы допускают существование разных банков по типу собственности, юридическому статусу, характеру деятельности, перечню выполняемых операций, не допускают принципа уравниловки в управлении банками.
Новые законы направлены на известную либерализацию банковской деятельности, устранение излишней бюрократии, субъективизма чиновников. Так, в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности» при создании кредитного учреждения устранены ограничения на число участников, по размеру их доли в уставном капитале. Сократился перечень документов, необходимых для оформления регистрации банков (при одновременном усилении требований к ним). Для облегчения банковской деятельности введена заявительная процедура создания филиалов и др.
Новые банковские законы в известной степени модернизируют российское банковское законодательство. В качестве достижений здесь можно выделить разграничение понятий банка и кредитного учреждения; Центральному банку РФ предписано прекратить свое участие в капиталах кредитных учреждений, запрещается кредитовать бюджет (если это не предусмотрено Федеральным законом о бюджете), обеспечить взаимодействие с банками и их ассоциациями при принятии наиболее важных решений нормативного характера.
Разумеется, принятая новая редакция банковских законов сделала определенный шаг вперед в области совершенствования российского банковского законодательства, однако далеко не все вопросы оказались решенными. В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» еще не в полной мере прописаны функции данного эмиссионного института. Сохранилось некоторое количество отсылочных норм. В банковском законодательстве по-прежнему отсутствуют как прямые банковские законы (о кредитах, платежах и др.), так и параллельно действующие законодательные акты (об инвестиционных фондах, финансово-промышленных компаниях и др.). В условиях переходного периода в стране еще не создана система банковских законов, которая позволяла бы полнее регулировать деятельность кредитных институтов.
Тем не менее при всех сохранившихся недостатках современные банковские законы позволяют банковской системе адаптироваться к условиям рыночной экономики, выполнять возложенные на нее задачи.
5 – Законодательные основы деятельности современного банка
Деятельность банка складывается из выполняемых им операций и предоставляемых услуг, которые имеют определенные свойства. Их несколько.
Во-первых, будучи денежно-кредитным институтом, банк выполняет операции и оказывает услуги преимущественно в денежной форме.
Во-вторых, эти операции и услуги носят коммерческий характер. Чаще всего за выполнение своей работы банк получает определенное вознаграждение (в виде ссудного процента, комиссии, иной прямой и косвенной форм).
В-третьих, операции и услуги банка возникают на добровольной основе. Банк и клиент сами выбирают друг друга, исходя из своих собственных интересов. Клиент имеет право открыть счет в любом банке, это, однако, не означает, что банк обязан ему оказывать другие услуги (в том числе выдавать кредиты и пр.).
В-четвертых, операции и услуги можно подразделить на банковские, дополнительные и небанковские.
В основе членения операций на банковские и небанковские лежит понимание сути банка, его отличий от специальных финансовых институтов. В российском банковском законодательстве эти финансовые институты получили название «небанковские кредитные организации».
Деятельность современных банков различается не только в зависимости от того, запрещено им или нет заниматься дополнительными небанковскими операциями, но и тем, в какой степени они могут работать на рынке ценных бумаг, в какой мере им разрешено или не разрешено участвовать в капитале предприятий. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» прежде всего исходит из того, что банк является полноправным участником рынка ценных бумаг — может выпускать свои собственные акции, продавать их и т.д. Наряду с этим он может, как уже отмечалось, производить размещение, подписку, продажу, учет и хранение этих бумаг. Однако также, как, например, для совершения валютных операций, он должен получить соответствующую лицензию.
По законодательству ряда стран, например в США, банкам запрещается производить определенные операции с ценными бумагами. Такой запрет явился реакцией на кризис 30-х годов, когда банкротство банков, в том числе из-за совершения ими рисковых операций, усилило экономический кризис и банкротство предприятий. Россия, как мы видели, пошла по европейскому пути, точнее по пути германо-романского права, разрешающего банку операции с ценными бумагами.
Банковское законодательство ряда стран не единодушно и в области регламентации участия банка в предпринимательской деятельности предприятий посредством так называемого режима участия в их основных фондах.
Подходы здесь могут быть самыми разнообразными: от полного запрета до полного разрешения. Если в США, к примеру, участие в капиталах предприятий, в работе их советов банкам запрещается, то в Германии нет.
Во Франции первоначально наибольшие ограничения были сделаны для коммерческих банков, в то время как сберегательные банки могли использовать только 20% капитала. Впоследствии, однако, данный запрет оказался малоэффективным: во-первых, 20%-ный порог, разумеется, не гарантировал полностью безопасность вкладчиков, что считается основной задачей сберегательных банков, во-вторых, сберегательные банки, желая более активно участвовать в бизнесе предприятий, могли это сделать, приобретая право контроля за деятельностью коммерческого банка. С учетом этого французский банковский закон определил, что: 1) доля участия банка не может быть выше 15% основных фондов инвестируемого предприятия; 2) общий размер инвестиций всех участников не должен быть выше 60% основных фондов предприятия, 3) доля каждого инвестора в инвестируемом предприятии не должна превышать 10% (поскольку считается, что, начиная с доли участия 20% в основных фондах, инвестор может ощутимо влиять на экономику предприятия в целом).
6 – Обеспечение безопасности банков
Качество банковского законодательства во многом определяется тем, как оно
обеспечивает безопасность банков.
Следовательно, вопрос сводится к правилам, которые должны
соблюдаться банками в процессе организации деятельности, а также к гарантиям,
которые защищают вкладчиков от недееспособных кредитных учреждений. Система
безопасности банка включает:
-правила учреждения и закрытия банка;
-регламентацию деятельности банка посредством установления определенных
экономических нормативов;
-порядок отчетности и ее публикации в печати;
-процедуру контроля за деятельностью кредитных учреждений;
-систему предупреждения кризиса банка и его оздоровления;
-механизм, обеспечивающий защиту вкладов.
Начало и прекращение банковской деятельности. Основанием для начала
деятельности банка является получение лицензии на осуществление банковских
операций. Права и обязанности по выдаче лицензии на проведение банковских
операций и их отзыву возложены на ЦБ РФ. Новый банк должен быть
зарегистрирован в Книге государственной регистрации кредитных организаций,
которую ведет Центральный банк РФ, и лишь затем вправе выполнять операции.
Лицензия на осуществление банковских операций учитывается в специальном
реестре, который публикуется Центральным банком РФ в официальном издании -
"Вестнике Банка России" не реже одного раза в год. В лицензии содержится
информация и о том, какие банковские операции может выполнять данная
кредитная организация. Такая лицензия выдается без ограничения срока ее
действия.
Банковский закон, обеспечивая стабильность банковской системе, защищая
интересы клиентов, дает возможность Центральному банку РФ предъявить к
юридическим лицам, незаконно, без лицензии выполняющим банковские операции,
иск:
1) о взыскании с такого юридического лица всей суммы, полученной в
результате осуществления данных операций;
2) о взыскании штрафа в двукратном размере данной суммы в федеральный
бюджет;
3) о ликвидации данного юридического лица.
Если установлено, что противоправные действия по выполнению банковских
операций совершают те или иные граждане, то в этом случае они несут
соответствующую гражданско-правовую, административную или уголовную
ответственность.
Регламентация деятельности банка посредством установления экономических
нормативов. Безопасность кредитного института во многом определяется тем,
насколько его деятельность отвечает определенным экономическим параметрам. В
их число включаются нормы, обеспечивающие экономическую стабильность
кредитных институтов за счет поддержания минимального размера и достаточности
капитала банка, его ликвидности и платежеспособности, регулирования риска при
совершении тех или иных банковских операций. Особенности данных нормативов
состоят в том, что они:
могут изменяться в зависимости от экономических условий (о предстоящих
изменениях нормативов ЦБ РФ обязан объявить не позднее чем за месяц до
их введения в действие; об изменении отдельных из них, например
минимального размера собственного капитала, ЦБ РФ уведомляет банки не
менее чем за 3 года до момента его введения);
устанавливаются с учетом международных стандартов и на базе
консультаций с банками, банковскими ассоциациями и союзами;
имеют особый национальный характер, их перечень, количественные
параметры каждого из них отличаются, к примеру, от общеевропейских
норм;
фиксируются в специальных методиках ЦБ РФ;
достаточно стабильны (некоторые из них не меняются по несколько лет);
дифференцируются по видам банков.
По действующему в России законодательству в интересах обеспечения
экономической устойчивости ЦБ РФ может устанавливать для коммерческих банков
следующие нормативы:
1. минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых банков,
минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих
банковских учреждений;
2. предельный размер неденежной части уставного капитала;
3. максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных
заемщиков;
4. максимальный размер крупных кредитных рисков;
5. максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);
6. нормативы ликвидности;
7. нормативы достаточности капитала;
8. максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения;
9. размеры валютного, процентного и иных рисков;
10) минимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковые активы,
11) нормативы использования собственных средств банков для приобретения долей
(акций) других юридических лиц;
12) максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, представляемых
банком своим участникам (акционерам);
13) норматив риска собственных вексельных обязательств;
14) норматив ликвидности по операциям с драгоценными металлами и др.
Порядок отчетности и ее публикация в печати. Федеральный закон "О банках и
банковской деятельности"обязывает банки составлять и публиковать в открытой
печати бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках. Если банк имеет в
собственности более 50% голосующих акций (долей) другой кредитной
организации, то он должен представить в ЦБ РФ консолидированную отчетность,
включая консолидированные бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках.
Помимо представления отчетности в ЦБ РФ кредитная организация обязана
публиковать свой годовой отчет (в форме бухгалтерского баланса и отчета о
прибылях и убытках). Данная отчетность публикуется коммерческим банком только
после подтверждения ее достоверности аудиторской организацией
. Контроль за деятельностью банков. По закону Банк России объявлен, как
отмечалось, органом банковского регулирования и надзора за деятельностью
кредитных организаций. Это означает, что Банк России:
взаимодействует с банками, их союзами и ассоциациями;
в целях взаимодействия с банками имеет право для изучения отдельных
вопросов банковского дела создавать комитеты и рабочие группы;
проводит с банками консультации перед принятием наиболее важных решений
нормативного характера;
дает разъяснения по вопросам регулирования банковской деятельности;
осуществляет анализ деятельности банков с целью выявления ситуации,
угрожающей интересам кредиторов (вкладчиков), стабильности банковской
системы в целом.
Будучи контролером, ЦБ РФ:
не может участвовать в капиталах кредитных учреждений, если иное не
установлено федеральным законом;
не несет ответственности по обязательствам кредитных учреждений (за
исключением тех случаев, когда ЦБ РФ принимает на себя такие
обязательства), а кредитные учреждения не несут ответственности по
обязательствам ЦБ РФ (за исключением случаев принятия кредитным
учреждением таких обязательств);
не имеет права требовать от банков выполнения не свойственных им
функций, включая контроль за расходованием фонда потребления
(заработной платы) юридических лиц - клиентов.
Система предупреждения кризиса банка и его оздоровления. Важнейшим элементом
обеспечения безопасности банков является система предупреждения их кризиса.
Банковское законодательство устанавливает, что в интересах обеспечения
финансовой надежности как фактора предотвращения кризиса банки должны:
1. осуществлять классификацию своих активов, особо выделяя сомнительные и
безнадежные долги, создавать резервы (фонды) на покрытие возможных
убытков, в том числе под возможное обесценение ценных бумаг;
2. соблюдать обязательные экономические нормативы, установленные Банком
России;
3. организовать у себя внутренний контроль, обеспечивающий надежность
выполняемых операций.
Помимо данных предупредительных мер, исходящих из самого коммерческого банка,
Банк России может использовать также систему раннего распознавания кризисной
ситуации в том или ином кредитном
учреждении. Для этого используются специальные индикаторы, показатели,
рассчитываемые на основе балансов и других форм отчетности, составляемых
кредитными учреждениями.
Механизм, обеспечивающий защиту вкладов. В современных условиях механизм,
обеспечивающий защиту вкладов посредством формирования Федерального фонда
страхования банковских вкладов граждан и создания фондов добровольного
страхования, в полной мере пока не установлен. Законодатели лишь готовят
соответствующие законодательные акты, где система подобной защиты будет
прописана достаточно подробно.