Под созданием кредитной организации понимается совершение юридически значимых действий, направленных на получение права на осуществление банковской деятельности.
Согласно п.2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. По российскому законодательству регистрация является конститутивной, имеет правоустанавливающее значение как юридический факт, на основании и с момента которого возникает юридическое лицо.[7]
Государственная регистрация кредитных организаций преследует следующие цели:
- осуществление государственного контроля за выполнением условий для занятия банковской деятельностью и для борьбы с незаконной практикой тайного предпринимательства;
- проведение налогообложения;
- получение государственных сведений статистического учета для осуществления мер регулирования экономики;
- предоставление всем участникам хозяйственного оборота, государственным органам власти, органам местного самоуправления информации о деятельности кредитных организаций.
|
|
Порядок создания кредитных организаций установлен ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Законом о Банке России, Законом о банках, Инструкцией ЦБР от 14.01.2004 № 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций».
В соответствии со ст. 4 Закона о Банке России органом, осуществляющим государственную регистрацию кредитных организаций и лицензирование их деятельности, является Банк России.
Процесс регистрации и лицензирования кредитных организаций проходит в три этапа: на первом происходит регистрация кредитной организации с выдачей государственного свидетельства о регистрации, на втором - полная оплата учредителями уставного капитала в месячный срок после получения свидетельства о регистрации, на третьем этапе - выдача лицензии на осуществление банковских операций в установленном порядке.
Государственная регистрация является правовым актом, определяющим момент образования кредитной организации как юридического лица. В результате регистрации важнейшие для имущественного оборота сведения о кредитной организации приобретают свойства публичности и достоверности, что достигается внесением этих сведений в Книгу государственной регистрации кредитных организаций (в нее заносятся сведения, подлежащие регистрации (учету) в Банке России, а также все изменения, вносимые в учредительные документы кредитной организации).
Охарактеризуем основные этапы создания кредитных организаций.
|
|
1. До заключения учредительного договора учредители кредитной организации направляют в Банк России запрос о возможности использования кредитной организацией предполагаемых полного официального и сокращенного наименований (на русском языке). Банк России в течение 5 рабочих дней после получения данного запроса направляет учредителям кредитной организации и в территориальное учреждение Банка России по предполагаемому местонахождению кредитной организации письменно сообщение, действительное в течение 12 месяцев с даты его направления, содержащее заключение о возможности использования предполагаемых фирменного и сокращенного наименований кредитной организации.
2. Заключение учредительного договора и утверждения устава кредитной организации.
Учредителями кредитной организации могут быть юридические и (или) физические лица, участие которых в кредитной организации не запрещено федеральными законами. Учредитель – юридическое лицо должен иметь устойчивое финансовое положение, достаточно собственных средств для внесения в уставный капитал кредитной организации, осуществлять деятельность в течение не менее трех лет, выполнять обязательства перед федеральным бюджетом, бюджетом субъекта РФ, местными бюджетами за последние три года. Кроме того, кредитная организация-учредитель должна быть финансово устойчива (в том числе выполнять обязательные резервные требования Банка России) в течение последних шести месяцев, предшествующих дате представления документов для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций. Учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его государственной регистрации.
3. Не позднее чем через один месяц после заключения учредительного договора и утверждения устава кредитной организации в территориальное учреждение Банка России должны быть представлены следующие документы:
- заявление с ходатайством о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций на имя руководителя Банка России. В заявлении также указываются сведения о местонахождении (адресе) постоянно действующего исполнительного органа кредитной организации, по которому с ней осуществляется связь;
- учредительный договор, содержащий следующие сведения:
о порядке совместной деятельности по созданию кредитной организации,
составе учредителей кредитной организации,
условиях передачи учредителями (участниками) своего имущества кредитной организации и их участия в ее деятельности,
размере уставного капитала,
составе органов управления кредитной организации и их компетенции, принятия ими решений,
иные сведения, предусмотренные федеральными законами;
- устав кредитной организации, утвержденный общим собранием учредителей, который должен содержать следующие сведения:
фирменное (полное официальное) и сокращенное наименование кредитной организации на русском языке;
о местонахождении (адресе) органов управления кредитной организации и ее обособленных подразделений;
перечень осуществляемых кредитной организацией банковских операций и сделок;
о размере уставного капитала, порядке его формирования;
сведения о системе органов управления кредитной организацией;
положения, определяющие порядок реорганизации и ликвидации кредитной организации;
иные положения, предусмотренные федеральными законами;
- бизнес-план кредитной организации, утвержденный общим собранием учредителей кредитной организации;
- протокол общего собрания учредителей кредитной организации, содержащий решения о создании кредитной организации, об утверждении ее наименования, устава, кандидатур для назначения на должности руководителей кредитной организации, бизнес-плана и другие решения. Кроме того, представляется протокол заседания совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации, содержащий решение об избрании председателя совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации;
|
|
- документы, подтверждающие уплату государственной пошлины за государственную регистрацию кредитной организации (в размере 2000 рублей) и лицензионного сбора за рассмотрение вопроса о выдаче лицензии на осуществление банковских операций (в размере 0,1 % от размера объявленного уставного капитала кредитной организации, указанного в ее уставе);
- копии документов о государственной регистрации учредителей – юридических лиц кредитной организации, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, а также подтверждения налоговыми органами выполнения учредителями – юридическими лицами обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами за последние три года, иные документы, предусмотренные нармативными актами Банка России, устанавливающими порядок и критерии оценки финансового положения учредителей кредитной организации;
- документы, подтверждающие источники происхождения средств, вносимых учредителями – физическими лицами в уставный капитал кредитной организации;
- анкеты кандидатов (соответствующих установленным квалификационным требованиям) на должности руководителей кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации. Анкеты должны содержать сведения о наличии у этих лиц высшего юридического или экономического образования и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций; о наличии или отсутствии судимости и иные сведения, установленные нормативными актами Банка России[8];
|
|
- заключение федерального антимонопольного органа (о согласовании вопроса создания кредитной организации и о соблюдении антимонопольных правил). Такое заключение необходимо в случае, если размер уставного капитала кредитной организации превышает 160 млн руб.[9]
4. Территориальное учреждение Банка России выдает учредителям кредитной организации письменное подтверждение получения от них указанных документов, срок рассмотрения которых не должен превышать девяносто календарных дней с даты их представления.
При наличии замечаний по представленным документам, отсутствии полного комплекта документов, территориальное учреждение Банка России возвращает их учредителям кредитной организации с письменным заключением. Исправленные и повторно представленные документы считаются вновь поступившими и рассматриваются в общем порядке.
5. При отсутствии замечаний территориальное учреждение Банка России направляет в Банк России положительное заключение с документами, представленными учредителями кредитной организации. Данное заключение должно содержать полную информацию, на основании которой им был сделан вывод о возможности государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций.
6. Банк России рассматривает полученные документы и принимает решение о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций в срок, не превышающий шести месяцев с даты представления в территориальное учреждение Банка России соответствующих документов.
7. В случае принятия решения о государственной регистрации кредитной организации Банк России в течение трех рабочих дней направляет в уполномоченный регистрирующий орган по предполагаемому местонахождению создаваемой кредитной организации документы, предусмотренные ст.12 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», с сопроводительным письмом.
8. Территориальное учреждение Банка России не позднее рабочего дня, следующего за днем получения от уполномоченного регистрирующего органа соответствующих документов, направляет в Банк России уведомление о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации кредитной организации, а также копии документов, полученных от уполномоченного регистрирующего органа; вносит в Книгу государственной регистрации кредитных организаций сведения об основном государственном регистрационном номере кредитной организации и о дате его присвоения.
9. Далее Банк России осуществляет следующие действия:
- не позднее рабочего дня, следующего за днем получения уведомления, осуществляет государственную регистрацию первого выпуска акций кредитной организации и направляет соответствующее уведомление в территориальное учреждение Банка России;
- не позднее трех рабочих дней со дня получения уведомления о внесении записи государственной регистрации кредитной организации, вносит в Книгу государственной регистрации кредитных организаций сведения о государственной регистрации кредитной организации, ставит на титульном листе каждого из представленных экземпляров учредительных документов штамп с указанием даты государственной регистрации и основного государственного регистрационного номера, а также направляет в территориальное учреждение Банка России следующие документы: 2 экземпляра свидетельства о государственной регистрации кредитной организации, 2 экземпляра каждого ее учредительного документа;
- публикует в «Вестнике Банка России» сообщение о государственной регистрации кредитной организации.
10. Территориальное учреждение Банка России после получения свидетельства о регистрации направляет учредителям кредитной организации уведомление с указанием реквизитов корреспондентского счета, открываемого для оплаты ее 100% уставного капитала в течение 1 месяца со дня получения уведомления. В течение трех рабочих дней после фактического назначения кандидатов на должности руководителя кредитная организация должна в письменном виде уведомить об этом территориальное учреждение Банка России, которое на следующий рабочий день после получения данного уведомления направляет сообщение подведомственному расчетно-кассовому центру о возможности принятия карточки с образцом подписи руководителя кредитной организации.
11. Кредитная организация для подтверждения фактической оплаты своего уставного капитала в срок, не превышающий 1 месяца с даты его полной оплаты, представляет в территориальное учреждение Банка России документы, на основании которых в 10-дневный срок проверяется правомерность оплаты уставного капитала и направляется в Банк России заключение об его оплате и полный список учредителей кредитной организации.
12. Подтверждение своевременной и правомерной оплаты 100% уставного капитала кредитной организации является основанием для выдачи ей лицензии на осуществление банковских операций.
Созданному путем учреждения банку могут быть выданы лицензии следующих видов:
- лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);
- лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);
- лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов.
Созданной путем учреждения небанковской кредитной организации в зависимости от ее вида могут быть выданы лицензии следующих видов:
- лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях или со средствами в рублях и иностранной валюте для расчетных небанковских кредитных организаций;
- лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях или со средствами в рублях и иностранной валюте для небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитно-кредитные операции.
13. При получении заключения территориального учреждения Банка России о правомерности оплаты 100% уставного капитала кредитной организации Банк России в трехдневный срок принимает решение о выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций и направляет в кредитную организацию и территориальное учреждение Банка России по одному экземпляру данной лицензии. Не позднее пяти рабочих дней с момента принятия такого решения Банк России направляет соответствующие сведения в уполномоченный регистрирующий орган. Реестр выданных кредитным организациям лицензий на осуществление банковских операций подлежит публикации Банком России в «Вестнике Банка России» не реже одного раза в год.
С момента получения лицензии кредитная организация получает право заниматься банковской деятельностью и считается созданной.
Отказ в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций допускается только по следующим основаниям:
1) несоответствие кандидатов, предлагаемых на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера и его заместителей, квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России;
2) неудовлетворительное финансовое положение учредителей кредитной организации или неисполнение своих обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетом субъектов РФ и местными бюджетами за последние три года;
3) несоответствие документов, поданных в Банк России для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций, требованиям федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных актов Банка России;
4) несоответствие деловой репутации кандидатов на должности членов совета директоров (наблюдательного совета) квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России, наличие у них судимости за совершение преступления в сфере экономики.
Решение об отказе в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций сообщается учредителям кредитной организации в письменной форме и должно быть мотивировано.
Отказ в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций, непринятие Банком России в установленный срок соответствующего решения могут быть обжалованы в арбитражный суд.