Статья 95 ЗК относит к землям особо охраняемых природных территорий земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Главной целью образования таких территорий является сохранение и защита первозданных участков природы со всеми видами флоры и фауны.
2. Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.
3. На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.
На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.
4. В целях защиты земель особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.
5. В целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель, в том числе путем выкупа, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.
6. Земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются им в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков. Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель.
7. На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются:
1) предоставление садоводческих и дачных участков;
2) строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особоохраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами;
3) движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог;
4) иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами.
8. Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование; допускается размещение природных парков на землях иных пользователей, а также собственников.
9. Объявление земель государственным природным заказником допускается как с изъятием, в том числе путем выкупа, так и без такого изъятия земельных участков у их собственников, землепользователей, землевладельцев.
10. Земельные участки, занятые природными комплексами и объектами, объявленными в установленном порядке памятниками природы, могут быть изъяты у собственников этих участков, землепользователей, землевладельцев.
|
|
|
|
Государственные природные заповедники представляют собой наиболее строгую форму сохранения и восстановления типичных и уникальных природных комплексов, генофонда растительного и животного мира.
На территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, вода, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительное значение, как образцы естественной природы, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.
Заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими некоммерческими учреждениями, создаваемыми с целью сохранения и изучения естественного хода природных процессов и явлений.
Земли государственных заповедников предоставляются им на праве постоянного (бессрочного) пользования. Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в государственные природные заповедники. Кроме того, природные ресурсы полностью изымаются из оборота.
|
|
Заповедники учреждаются постановлением Правительства РФ, принимаемым по представлению федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Особенность правового режима земель заповедников состоит также в том, что на прилегающих к территориям заповедников участках земли и водного пространства создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования. Решение об образовании таких зон принимает и утверждает Правительство РФ.
Режим особой охраны заповедников состоит, во-первых, в запрете любой деятельности, противоречащей их задачам и режиму охраны территории. Во-вторых, допускаются мероприятия и деятельность, направленные на сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение их изменений в результате антропогенного воздействия; поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность; предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам и др.
На территории заповедников могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы.
На специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался заповедник, допускается деятельность, которая направлена на обеспечение функционирования заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории.
Заповедники закрыты для свободного доступа.
Национальными парками объявляются территории (акватории), природные комплексы и объекты, которые имеют особую экологическую, историческую и эстетическую ценность и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.
|
|
Национальные парки являются природоохранными, эколого-про-светительскими и научно-исследовательскими учреждениями и относятся исключительно к объектам федеральной собственности.
Земля предоставляется национальным паркам на праве постоянного (бессрочного) пользования. В отдельных случаях в границах национальных парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников. Национальные парки имеют исключительное право приобретения таких земель. Вокруг национальных парков создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.
В пределах территорий национальных парков выделяют различные функциональные зоны:
- заповедная, в пределах которой запрещена любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории;
- особоохраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и на территории которой допускается строго регулируемое посещение;
- познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения,
- рекреационная, предназначенная для отдыха;
- зона обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового, информационного обслуживания посетителей;
- зона хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования национального парка.
На землях, включенных в границы национального парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации, запрещаются расширение и строительство новых хозяйственных объектов.
Обеспечение регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков осуществляется на основании лицензий, предоставляемых дирекциями парков.
Государственные природные заказники этотерритории (акватории), имеющие особое значение для сохранения и восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
Природные заказники могут иметь различный профиль и могут быть:
- комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);
- биологическими (ботаническими и зоологическими ), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных;
- гидрологическими ( болотными, озерными, речными, морскими);
- геологическими, изъятыми у пользователей, владельцев и собственников земельных участков.
Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения.
Государственные природные заказники федерального значения находятся в ведении федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды и финансируются за счет средств федерального бюджета и других не запрещенных законом источников.
Подчиненность и порядок финансирования дирекций государственных природных заказников регионального значения определяются соответствующими органами государственной власти субъектов Федерации.
Объявление территории заказником допускается как с изъятием, в том числе путем выкупа, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах заказников, обязаны соблюдать установленный режим особой охраны. На территории заказника постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания заказника или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
Памятники природы — уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.
Памятники природы могут быть федерального и регионального значения. На территориях, где находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы, выполнение которых требует определенных расходов. Эти расходы возмещаются за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъекта Федерации, а также средств внебюджетных фондов.
Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями. Территории их предназначены для создания специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, осуществления научной, учебной и просветительской деятельности. На территориях дендрологических парков и ботанических садов запрещена всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая нарушение сохранности флористических объектов.
Территории дендрологических парков и ботанических садов передаются им в бессрочное (постоянное) пользование и могут быть разделены на различные функциональные зоны:
- экспозиционную, посещение которой разрешается в установленном порядке;
- научно-экспериментальную, доступ в которую имеют только научные сотрудники и специалисты;
- административную.
Дендрологические парки и ботанические сады образуются на основании решений Правительства РФ.