Государственная система стандартизации Российской Федерации (ГСС РФ)

Государственная система стандартизации РФ начала фор­мироваться в 1992 г. в связи со становлением государствен­ной самостоятельности России. Организационно-функциональную структуру национальной системы стандартизации составляют:

национальный орган по стандартизации (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии);

научно-исследовательские организации по стандартизации;

технические комитеты по стандартизации;

разработчики стандартов.

Основой ГСС является фонд законов, подзаконных актов, нормативных документов по стандартизации. ГСС устанавливает общие организационно-технические правила системы стандартизации в России. Основополагающие стандарты системы стандартизации в Российской Феде­рации серии ГОСТ Р 1.

Правовые основы стандартизации в России установлены Федеральным законом РФ «О техническом регулировании» № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 г., принятый Госдумой 18.12.2002 г. Закон «О техническом регулировании» действует во взаимосвязи с рядом других законодательных актов РФ: «Закон об обеспечении единства измерений», «Закон о защите прав потребителей», «Закон о качестве и безопасности пищевых продуктов»

«О техническом регулировании» цели и принципы стандартизации, документы в области стандартизации, определяет участников работ по стан­дартизации, правила разработки стандартов, их добровольный статус, взаимо­связь с техническими регламентами. С 1 июля 2003 г. закон вступил в действие и отменил ФЗ «О стандартизации» и ФЗ «О сертификации продукции и услуг». Кроме данного закона отношения в области стандартизации регулируются под­законными актами и постановлениями Правительства РФ, например - положе­ния о Государственном комитете по стандартизации и метрологии, об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертифика­ции продукции и др.

8 Международная стандартизация и ее роль в развитии международной торговли сотрудничества

Главными результатами деятельности по стандартизации являются повышение степени соответствия продукции, про­цессов и услуг их функциональному назначению и необходи­мому уровню безопасности, устранение барьеров в торговле, содействие научно-техническому сотрудничеству.

Современный подход к стандартизации со стороны основных субъектов этой деятельности – государственных органов и производителей продукции и услуг - определяется тем, что стандартизация сегодня – это ключевое звено политики в области торговых отношений в мировом масштабе, стабилизирующий фактор обеспечения функционирования социально-экономической сферы жизнедеятельности общества, наконец, совокупность инструментов повышения конкурентоспособности национальных экономик. Сущность этого подхода состоит в разделении ответственности государства и ответственности производителя. Государство несет ответственность за такие глобальные категории, как безопасность промышленной продукции, защита здоровья и жизни населения, охрана окружающей среды обитания, защита имущества. Производитель, в свою очередь, берет на себя ответственность за производство конкурентоспособной продукции.

Ежедневно на мировом рынке сотни миллионов потребите­лей приобретают продукцию или услуги, делая при этом свой выбор. Важнейшим критерием этого выбора является качество, ставшее в современном мире основной целью и сутью произ­водства. Безусловно, качество — это и забота общества, которое использует для его достижения соответствующие механизмы, и прежде всего техническое регулирование. Однако, как уже от­мечалось, такие регулирующие меры, как технические регла­менты, обязательное подтверждение соответствия, государст­венный контроль (надзор) за соблюдением технических регламентов и другие, формирующие ту составляющую качества, которая связана с безопасностью продукции для жизни, здоровья и имущества людей, а также для окружающей среды, находятся в ведении государства. Безопасность должна быть обеспечена по всей цепочке жизненного цикла продукции и законодательно является пропуском на рынок.

Современная стандартизация в техническом регулировании влияет на формирование качества в том его смысле, который заложен Международной организацией (ИСО) в определении качества в стандартах ИСО серии 9000. В соответствии с этим определением, качество представляет собой совокупность как потребительских свойств продукции, так и тех ее параметров. Которые законодательно регулируются государством. В обоих случаях применение стандартов в РФ, странах ЕС и ряде других стран является делом добровольным, и решение о том, применять ли стандарт остается за изготовителем. Стандартизация участвует в формировании обеих составляющих качества, полностью сохраняя при этом принцип добровольности применения стандартов.

Стандарты, устанавливающие размерные ряды, обеспечива­ют размерную совместимость и ориентируют на нее огромную армию производителей самой разной продукции. Не зная, в контейнерах каких фирм будет перевозиться мебель, и не со­гласовывая с производителями контейнеров соответствующие параметры, изготовители мебели заранее уверены в совмести­мости этих параметров, поскольку здравый смысл и экономи­ческие соображения ориентируют их, производителей контей­неров, производителей платформ и др. на применение единого стандарта. Стандарты именно такой природы обеспечивают возможность, например, специалисту, вооруженному портатив­ным компьютером, собранным во Франции, демонстрировать на японском проекторе слайды, выполненные на немецкой дис­кете с использованием малайзийских соединительных шнуров.

Стандарты, обеспечивающие совместимость, — это прежде все­го потребность бизнеса, диктуемая глубоким разделением тру­да, широкой кооперацией и экономическими соображениями. Применение таких стандартов при их добровольности высту­пает как осознанная необходимость. Конечно же, изготовитель волен выпускать нестандартную мебель, что он и делает, когда есть индивидуальные заказы или спрос в иной форме. Но при ориентации на массового потребителя он, как правило, приме­няет стандарт.

Стандарт может выступать и как техническая поддержка для разработчиков новых изделий.

Рассмотрим пример проек­тирования сосуда высокого давления. Допустим, рассчитаны все прочностные характеристики сосуда, и необходимо подоб­рать конструктивные элементы. Наличие стандартов на трубы высокого давления, арматуру и другие элементы избавляет от необходимости «изобретать велосипед» — тратить время на ин­женерные расчеты и проработки и проводить дорогостоящие эксперименты для подтверждения их правильности. Стандар­тизация уже сделала это за разработчиков. Следовательно, стандарт является аккумулятором и передатчиком опыта и знаний, накопленных наукой и практикой.

При этом многократное применение стандарта является практической апробацией и подтверждением правильности заложенных в него инженер­ных решений и выводов. Таким образом, выбрав подходящее по параметрам стандартное изделие, можно быть уверенным в своей конструкции, избежав потерь времени и средств на соб­ственные инженерные разработки.

В этом смысле стандартизация тесно связана с инновацион­ными процессами. Правительство Германии, например, пред­ставило в 2004 г. Программу «Инновации и технологии буду­щего в сфере малого и среднего бизнеса», в которой важная роль отводится стандартизации.

Стандартизация позволяет решать вопросы идентификации, соотнося названия продукции, которыми оперирует потреби­тель в своем сознании, с необходимым набором потребитель­ских параметров, являющихся признаками для идентификации этой продукции.

Известна, например, проблема, связанная с маслом. В тече­ние долгого времени потребитель в нашей стране знал в основ­ном три продукта: сливочное масло (из коровьего молока), рас­тительное масло (из семян растений) и маргарин (либо из жи­вотного жира, либо с его участием). Имелись и соответствую­щие государственные стандарты. Но в последние годы рынок предлагает российскому потребителю большой выбор продук­тов этой категории, имеющих разные названия и представляю­щих собой комбинации трех перечисленных выше продуктов в разных пропорциях и с разными пищевыми добавками. Эти но­вые продукты могут быть неплохими по вкусовым качествам и в принципе имеют право на существование, но они совсем не­понятны потребителю с точки зрения их состава. Поэтому воз­никает риск употребления продукта, противопоказанного кон­кретному человеку, или риск фальсификации, когда, например, продукт, более близкий по составу к маргарину, называют бу­тербродным маслом. Принятие соответствующих стандартов дает возможность идентифицировать продукт, понять, что кро­ется за его наименованием, и создать условия потребителю для осознанного выбора, а также помогает бороться с фальсифика­цией. Так, ГОСТ Р 52253-2004 «Масло и паста масляная из ко­ровьего молока» содержит в числе других требования к соотно­шению эфиров жирных кислот молочного жира и включает специальный раздел, определяющий методы выявления фаль­сификации этого продукта жирами немолочного происхожде­ния.

Что касается текстильной продукции, то можно привести следующие примеры.

В соответствии с требованием стандарта на ткани хлопчато­бумажные одежные, показатель «поверхностная плотность» должен составлять не менее 300 т/и2, а показатель «стойкость к истиранию по плоскости» — не менее 2000 циклов. Если эти параметры не соответствуют указанным значениям, то изделие нельзя идентифицировать как «джинсы», а необходимо марки­ровать как «брюки хлопчатобумажные», чтобы не вводить в за­блуждение приобретателя.

Полотенце

Чтобы изделие, маркированное как «полотенце», являлось действительно таковым, оно должно соответствовать требова­нию стандарта по показателю «капиллярность». Если ткань, из которой изготовлено изделие, не соответствует заложенным в стандарте нормам капиллярности, а проще сказать — плохо впитывает влагу, то такое изделие не может считаться полотен­цем, так как оно не выполняет свое функциональное назначе­ние.

Стандартизация играет активную роль в инновационном процессе, стимулируя общее развитие и подтягивание отстаю­щих производств к уровню лидеров и способствуя тем самым общему подъему качества. Здесь стандартизация работает в со­дружестве с механизмом конкуренции. Она закрепляет наибо­лее прогрессивные параметры, обеспечивающие более высокую конкурентоспособность, а конкуренция подталкивает к их дос­тижению и опережению. Можно привести такой пример. Соз­дание оптических кабелей, безусловно, явилось технологиче­ским прорывом в области передачи информации. Но их массо­вое промышленное производство стало возможным лишь с принятием стандарта на эту продукцию. Чтобы выдерживать конкуренцию, производители кабелей вынуждены были подтя­гиваться к этим стандартам, что существенно улучшило качест­во связи и подняло производство этой продукции на новый технологический уровень.

Стандартизация участвует в формировании качества не только непосредственно, устанавливая те или иные параметры продукции и услуг, но и опосредованно, стандартизируя, на­пример, методы контроля и испытаний, терминологию и др.

Интегрально способствуя формированию необходимого уровня качества продукции и услуг, стандартизация участвует в решении общенациональных задач, таких, как повышение эф­фективности экономики, укрепление обороноспособности страны, экономия природных ресурсов и др. Так, по данным немецких экспертов, подтвержденным аналитиками Европей­ского союза, в Германии экономический эффект от деятельно­сти по стандартизации ежегодно составляет около 16 млрд евро, что соответствует 1% валового внутреннего продукта страны.

Эти задачи решаются на разных уровнях, поэтому и стан­дартизация может выступать как инструмент технического ре­гулирования на международном, региональном, национальном, административно-территориальном и фирменном уровнях.

Международная стандартизация в настоящее время разви­вается высокими темпами. Это связано с процессом интегра­ции национальных экономик в единую экономическую систе­му. Применение международных стандартов в силу их незави­симости от политических особенностей отдельных стран по­зволяет использовать мировой потенциал технических достижений в практической деятельности как внутри стран, так и при взаимной торговле между ними.

Из международных организаций, занимающихся стандарти­зацией, следует упомянуть в первую очередь Международную организацию по стандартизации (ИСО) и Международную электротехническую комиссию (МЭК).

Из региональных организаций следует назвать организации Европейского союза — CEN, CENELEC, ETSI и другие, выпус­кающие европейские стандарты (EN), а также Межгосударст­венный совет по стандартизации, метрологии и сертификации, выпускающий межгосударственные стандарты (ГОСТ) в рам­ках СНГ.

Национальная стандартизация осуществляется националь­ными организациями, выпускающими национальные стандар­ты (Германия — DIN, Франция — NF, Россия — ГОСТ Р и др.).

Административно-территориальная стандартизация осуще­ствляется на уровне разных регионов страны для решения спе­цифических задач, связанных с их географическими, экономи­ческими, экологическими и другими особенностями. В свое время в СССР помимо государственных стандартов принима­лись республиканские. Современным законодательством Рос­сии административно-территориальная стандартизация не пре­дусмотрена.

Стандартизация на уровне организаций (фирм) решает за­дачи, связанные с производственным процессом и его резуль­татами, осуществлением работ в разных направлениях деятель­ности данной организации. Документами такой стандартиза­ции являются стандарты организаций (фирм).

Стандарты в зависимости от уровня стандартизации облада­ют определенным приоритетом. Например, в соответствии с Соглашением по техническим барьерам в торговле (ТБТ) Все­мирной торговой организации (ВТО) использование нацио­нальных нормативных документов с отступлением от междуна­родных стандартов целесообразно лишь в случае объективной необходимости и при условии доведения до сведения заинтере­сованных сторон обоснования такого отступления.

Основы стандартизации изложены в международном доку­менте — Руководстве ИСО/МЭК 2:2004, согласно которому перед стандартизацией стоят следующие задачи:

• соответствие назначению (способность изделия, процесса или услуги выполнять определенную функцию при задан­ных условиях);

• совместимость (пригодность продукции, процессов или услуг к совместному, но не вызывающему нежелательных взаимодействий использованию при заданных условиях для выполнения установленных требований);

• взаимозаменяемость (пригодность одного изделия, про­цесса или услуги к использованию вместо другого изде­лия, процесса или услуги с целью выполнения одних и тех же требований);

• унификация (выбор оптимального числа размеров или видов продукции, процессов или услуг, необходимых для удовлетворения основных потребностей);

• безопасность (отсутствие недопустимого риска, связанно­го с возможностью нанесения ущерба);

• охрана окружающей среды (защита окружающей среды от неблагоприятного воздействия продукции, процессов или услуг);

• защита продукции (предохранение продукции от воздей­ствия климатических или других неблагоприятных усло­вий при ее использовании, транспортировке или хране­нии).

Для обеспечения единства требований к одним и тем же объектам в стандартизации предусмотрен механизм гармониза­ции стандартов, который позволяет применять стандарты, гар­монизированные на международном или региональном уров­нях, а также на многосторонней или двусторонней основе.

Гармонизированные стандарты — это стандарты, относя­щиеся к одному и тому же объекту и утвержденные (приня­тые) разными органами по стандартизации. Они обеспечивают взаимозаменяемость продукции, процессов и услуг и взаимное признание результатов испытаний или информации, представ­ляемой в соответствии с этими стандартами.

Гармонизированные стандарты по форме представления подразделяются на идентичные и унифицированные. Идентич­ные стандарты — это стандарты, которые идентичны по содер­жанию и форме представления, а унифицированные — иден­тичны только по содержанию.

В России проводится гармонизация национальных стандар­тов в основном со стандартами и другими документами между­народных организаций (ИСО, МЭК, ЕЭК ООН и др.), а также с европейскими стандартами, принимаемыми CEN, CENELEC, ETSI.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: