Рационализм в европейской философии Нового времени

РЕНЕ ДЕКАРТ (1596-1650). Дуалист, считает, что существуют две субстанции: мыслящая и протяженная. Движение тел механистично. Поэтому он формулирует законы движения тел – аналоги современных законов инерции и сохранения движения. Учение Декарта о человеке также дуалистично. Взаимодействие между душой и телом происходит посредством специального органа – шишковидной железы. Тело человека – всего лишь сложный механизм.

Дедуктивный метод Декарта. Размышляя над условиями достижения достоверного знания, Декарт формулирует «правила метода», с помощью которого можно прийти к истине. Они сводятся к четырем основным положениям:

1) признавать истинным лишь то, что познается с предельной очевидностью, не оставляя двусмысленности;

2) мысленно делить исследуемый вопрос на как можно более простые, с целью прояснения всех мелочей;

3) придерживаться порядка мысли от простого к сложному;

4) постоянно перепроверять правильность умозаключений.

Принцип универсального сомнения (метод сомнения). Cogito, ergo sum – мыслю, следовательно существую. «Лишь состояние нашей мысли дано нам непосредственно».

БЕНЕДИКТ СПИНОЗА (1632 - 1677). Учил, что существует лишь одна субстанция - природа, которая является причиной самой себя. Природа является с одной стороны природой творящей, а с другой – природой сотворенной. Как природа творящая она есть субстанция, или, что тоже самое – Бог. Отождествляя природу и Бога, Спиноза отрицает существование сверхприродного существа, растворяет бога в природе и тем самым обосновывает материалистическое понимание природы. От субстанции следует отличать мир конечных вещей, или совокупность модусов двух видов: протяженных и мыслящих. Модусы относятся к субстанции как бесчисленные точки, лежащие на прямой относятся к самой прямой. Человеческий ум постигает сущность субстанции в этих двух аспектах: как протяжение и как мышление. Человек как предмет познания, не составляет никакого исключения. Человек есть существо, модус протяжения которого – тело, модус мышления – душа. В любом случае человек – часть природы. Категорически отрицает свободу человеческой воли, понимая ее как активизирующую силу истинных идей. Спинозе принадлежит: “Свобода есть осознанная необходимость”, что выражает действительно возможную для человека свободу в ее единстве с необходимостью любого индивидуального существования. Эта идея Спинозы не является правильной: она не отражает реальной сути свободы, которая предполагает выбор и ответственность.

ГОТФРИТ ВИЛЬГЕЛЬМ ЛЕЙБНИЦ (1646 - 1716). Плюралист. Считал, что мир состоит из мельчайших элементов, или монад – духовных элементов бытия, активных и самостоятельных, способных к страданию, восприятию и сознанию. Т. о. к понятию субстанции прибавляется понятие деятельной силы. Бог – возвышается над телесным миром, он его виновник и господин. Единство и согласованность монад – результат предустановленной Богом гармонии. Лейбниц через теологию подходит к принципу диалектики. Монада – зеркало единой и бесконечной Вселенной. Т. о. все в мире живое и одушевленное.

Отвергая представление о пространстве и времени как о самостоятельных началах бытия, существующих наряду с материей и независимо от нее, он рассматривал пространство как порядок взаимного расположения множества индивидуальных тел, существующих вне друг друга, а время – как порядок сменяющихся друг друга явлений или состояний.

Свое учение о бытии Лейбниц рассматривал в качестве теодицеи, т.е. оправдания Бога. Несмотря на несовершенства, мир является рационально оправданным, стремящимся к оптимальности, лучшим из возможных (т.е. логически непротиворечивых). В теории познания Л выступал против учения Локка о душе как «чистой доске» и к формуле сенсуализма: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах» добавлял: «кроме самого разума».

30. И.Кант как основоположник немецкой классической философии.

Иммануил Кант родился в 1724 г. в Кенигсберге. Здесь же учился, стал ректором университета, создавал свои труды и умер в 1804 г. Был крупным ученым в области естествознания. Преподавал.

Кант – дуалист (материализм – влияние предметов, идеализм – априорные идеальные формы). В философском развитии Канта различают два периода:

- «докритический» – до 1770 г. Эмпирик. Разработка космогонической картины мира (происхождение солнечной системы из первоначальной туманности – теория Канта-Лапласа). «Всеобщая естественная история и теория неба» 1755, в нем Кант практически исключает идею сотворения. Взаимосвязь приливов и вращения Земли, разработал систему классификации животного мира, выдвинул идею естественного происхождения человеческих рас. «Дайте мне материю, и я покажу вам, как из нее должен возникнуть мир».

- «критический». В 1770 г. защищает диссертации «О форме и принципах чувственного воспринимаемого и умопостигаемого мира». Предпосылкой анализа познания является механика Ньютона как образец естественнонаучного познания.

Основные работы Канта:

1. «Критика чистого разума» – проблема установления границ человеческого познания;

2. «Критика практического разума» – проблема поведения человека в обществе, в жизни вообще;

3. «Критика способности суждения» – проблема эстетики.

Также в работах Канта рассматривается проблема вечного мира и условий достижения этого состояния.

В «Критике чистого разума» Кант переводит вопрос о знании в вопрос о способности суждений быть истинными. Суждения (по Канту): аналитические априорные, аналитические апостериорные, синтетические априорные, синтетические апостериорные. Апостериорные суждения не являются результатом деятельности чистого (теоретического) разума, поэтому не рассматриваются. Аналитические априорные не несут в себе принципиально нового знания, так как предикат изначально содержится в субъекте. Поэтому единственными подходящими для теоретического познания являются синтетические априорные суждения.

Познание начинается с воздействия предметов на органы чувств. Из первоначального хаоса ощущений производится первоначальный синтез ощущений, выделяющий априорные формы чувственности: пространство и время, которые, в свою очередь, составляют целостный образ вещи (результат восприятия). Следующая ступень познания – деятельность рассудка. Ее результатом становятся априорные понятия и категории (формы деятельности рассудка, необходимые для синтеза чувственного образа). Категории и понятия:

1. Качество (реальность, отрицание, ограничение);

2. Количество (единство, множество, цельность);

3. Отношение (субстанция – свойство, причина – действие, взаимодействие);

4. Модальность (возможность – невозможность, действительность – недействительность, случайность – необходимость).

Последняя ступень познание – деятельность разума. Она обеспечивает смысл познанию (регулятивная функция разума). На этом уровне Кант определяет три априорные идеи: Бог, бессмертие души и мир как целое.

Человеческое познание предполагает в себе элемент творчества. В ходе познания способность познания конструирует объект познания. В своих рассуждения Кант пришел к выводу, что разум вещает в противоречии с собой. В доказательство этого он сформулировал четыре антиномии:

1. Конечность/бесконечность мира во времени и пространстве.

2. Проблема сложного и простого.

3. Проблема необходимости и свободы, или проблема природной и спонтанной причинности.

4. Существование безусловно необходимой сущности как причины мира, или проблема существования Бога.

Вещи бесконечны, а познавательная способность человека – конечна, это и есть причина антиномий. Вещь сама по себе (ноумен) недоступна субъекту познания. Ему доступны лишь проекции вещи (феномены) на познавательные способности (рецепторы). Кант – агностик. Трансцендентальный субъект – субъект познания, выходящий за пределы эмпирического опыта с помощью априорных чувств. Трансцендентальная апперцепция - познавательный процесс, способность к восприятию.

Этика

«Человек – житель двух миров: мира природы и мира свободы». Вопросы этики: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что такое человек?

Кант утверждал, что моральные нормы заложены в человеке. За любым моральным поступком стоит воля, у него есть этическая ценность. Как только существуют все достаточные основания быть моральным, это перестает быть моралью. Воля (по Канту) – способность создавать предметы, соответствующие представлению, или определять самого себя для создания этих предметов. Воля не связана с внешней ситуацией, физикой. Добрая воля – исток морального действия.

Основным законом (принципом) этики Кант провозгласил категорический императив – нравственный закон, т.е. внутреннее повеление, которое должно быть формальным. Одна из формулировок: «Поступай так, чтобы человечество и в твоем лице и в лице всякого другого всегда рассматривалось тобой как цель, но никогда только лишь как средство». Категорический императив имеет характер не только ограничения собственного эгоизма, но и самоограничения, чтобы не разрушить человеческое общество. Таким образом единственной причиной морального поступка может быть долг.

Способность человека поступать морально, т.е. без всякого принуждения исполнять свой долг, говорит о реальности свободы. Категорический императив: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать основой всеобщего законодательства». Т.о. идеи Бога и бессмертия души, теоретически не доказуемые, имеют практическую значимость. Поскольку человек нуждается в поддержке своего выбора в пользу морального поведения. Мы не потому моральны, что верим в Бога, а потому верим в Бога, что моральны. Создал нравственное и моральное доказательство Бога: Советь – голос Бога в человеке – следовательно, Бог существует.

Кант определил так называемую «метафизику нравов» - обязанности к самому себе (забота о себе, воспитание добродетелей, развитие естественных сил), затем обязанности в отношении других (любовь и уважение). «Нравственная цель человека – собственное совершенствование и чужое счастье».

31. Г.В.Ф. Гегель – вершина немецкой классической философии.

Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика Гегеля (1770-1831), заслуга которого состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении и развитии. Значение философии Гегеля заключалось в том, что в ней в систематической форме было изложено диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования. Гегель разрабатывал диалектику как философскую науку, обобщающую всю историю познания и исследующую наиболее общие закономерности развития объективной действительности. В особенности же Гегель стремился исследовать и всесторонне обосновать важнейшие принципы диалектического способа мышления. Подвергнув глубокой и основательной критике метафизический метод, Гегель сформулировал в идеалистической форме, законы и категории диалектики. Категории качества и количества. Три закона диалектики (суть истории развития). Закон перехода количественных отношений в качественные Качество - такая определенность предмета (явления, процесса), которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов. Количество - характеристика явлений, предметов, процессовпо степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах. Закон перехода количественных изменений в качественные говорит о том, как, каким образом происходит процесс развития, каков механизм этого процесса. Единство количества и качества называется мерой. Мера - это своего рода граница, рамке, в которых предмет остается самим собой. "Нарушение" меры, этого определенного сочетания количественной и качественной сторон, приводит к изменению предмета, к превращению его в другой предмет. Мера - диалектическое единство качества и количества или такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета. Переход количественных изменений в качественные - всеобщий закон развития материального мира. Скачок - переход количественных изменений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое. Примеры скачков: образование звезд и планет, в частности Солнечной системы. 2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Отрицание есть преодоление старого на основе внутренних противоречий, результат саморазвития, самодвижения предметов и явлений. Диалектическое понимание отрицания исходит из того, что новое не уничтожает старое начисто, а сохраняет все то лучшее, что в нем имелось. И не только сохраняет, но и перерабатывает, поднимает на новую, более высокую ступень. Реальным аналогом "отрицания отрицания" и в природе, и в обществе служат, в частности, "спиралевидные" процессы, сочетающие в себе цикличность, относительную повторяемость и поступательность. Закон отрицания отрицания раскрывает общее направление, тенденцию развития материального мира. 3. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоположности и есть те внутренние стороны, тенденции, силы предмета, которые исключают, а вместе с тем и предполагают друг друга. Отношение неразрывной взаимосвязи этих сторон составляет единство противоположностей. Противоречие, борьба противоположностей и составляет основной источник развития материи и сознания. Единство противоположностей составляет необходимое условие борьбы, так как борьба имеет место только там, где противоположные стороны существуют в едином предмете или явлении. Этот закон раскрывает источники, действительные причины вечного движения и развития материального мира. Противоположности взаимодействуют, то есть борются. Борьба ведет к трем исходам: взаимное уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс.

Исходя из диалектического положения о единстве сущности и явления, Гегель отверг кантовское учение о непознаваемости "вещи в себе"; в природе вещей нет никаких непреодолимых преград для познания. “Все что разумно - действительно, а все что действительно – разумно”. Абсолютный идеализм Гегеля заключается в выносе всей причины вовне. Существуют три стадии развития абсолюта: 1. субъективный дух (уровень индивида), 2. объективный дух, 3. абсолютный дух. Абсолют является в этих трех ипостасях.

32. Русская философия: ее особенности, этапы развития и основные направления.

Особенности русской философии:

1. Религиозный характер, т.е. длительное господство в ней религиозных форм сознания, постоянный поиск смысла и значения христианских идей для отдельного человека, общества и культуры.2. предельный дуализм, антиномизм в понимании мира, человека. Древнее языческое восхищение природой, привязанность к текучему материальному бытию соединились с христианским ощущением реальности высшего мира, с желанием единения с ним.3. Специфика стиля философствования(эмоционально-образный, художественный стиль). 4.Русская философия – философия жизни, ей присуща некая социальность (общинное сознание, соборность, софийность). 6.Проблема России и Запада. 7.Особые формы идеологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: