Основы конституционного строя РБ

1. общественный строй. Понятие и основные элементы

2. конституционный строй. Понятие и основные элементы

3. политическая система. Понятие и основные элементы

4. экономическая система. Понятие и основные элементы

1.Понятие общественный строй и конституционный строй неодинаковы. Общественный строй в отличие от конституционного имеется в каждом государстве и является понятием более широким в сравнении с конституционны строем.

2.Конституционный строй – это форма или способ организации государства, при котором обеспечено подчинение государства праву.

Признаки конституционного строя:

1) верховенство закона (права над государством)

2) разделение властей

3) приоритет общепризнанных принципов и норм международного права

4) эффективные механизмы реализации и защиты прав человека

Анализируя вышеуказанные признаки можно сделать вывод о том, что признаки конституционного строя аналогичны признакам правового государства, следовательно термины конституционный строй и правовое государство тождественны. Наличие в государстве конституции не дает основания считать государство конституционным, необходимо, чтобы было обеспечено подчинение государства праву, а также реализация всех остальных признаков конституционного строя. Элементы конституционного строя основаны на элементах общественного строя, однако наполнены иным содержанием с учетом специфики конституционного строя.

Элементы конституционного строя:

1) политическая система

2) экономическая система

3) социальная структура общества. В РБ взаимоотношения между социальными национальными общностями строятся на основе равенства, взаимного доверия, уважения прав и законных интересов, а также с учетом других принципов и норм международного права.

4) Внешняя политика. Она строится на основе приоритета общепризнанных принципов и норм международного права, а именно:

· равенства государств

· нерушимости границ

· неприменения силы, как средства достижения государственной власти

· невмешательства во внутренние дела других государств и т.д.

5) Защита государства. Согласно ст.57 конституции защита государства является обязанностью и священным долгом гражданина РБ, кроме конституции данный элемент находит свое отражение в следующих НПА:

· Закон «об обороне»

· Закон «о всеобщей воинской обязанности и военной службе»

· Закон «о государственной границе»

· Закон «о статусе военнослужащего»

3.Политическая система – это совокупность госорганов, должностных лиц, общественных организаций, политических партий и отдельных граждан, оказывающих влияние на политическую жизнь государства и общества. Политическая система проявляется в суверенитете, а он выступает в 3 формах:

1) государственный суверенитет

2) Национальный суверенитет

3) народный суверенитет

Элементы политической системы:

1) правовое государство – основной элемент политической системы, т.к. в его рамках функционируют все остальные элементы политической системы

2) госорганы и должностные лица – основа политической системы, т.к. благодаря своим государственно-властным полномочиям они определяют направление внутренней и внешней политики и обеспечивают их реализацию. У них есть право издавать властные предписания лицам, не находящимся в их прямом подчинении

3) политические партии и общественные организации

4) трудовые коллективы. Их участие сводиться к тому, что путем вложения своих трудовых ресурсов они обеспечивают развитие государства и этим влияют на политическую систему. От трудовых коллективов могут выдвигаться кандидаты на выборные должности, а также представители трудовых коллективов могут обеспечивать наблюдение за ходом и итогами выборов.

5) Народ. Его роль в политической системе сводиться к тому, что путем отдачи своего голоса за или против конкретного кандидата на выборах, решениях референдума, народ влияет на формирование выборных госорганов и должностных лиц и на принятие государством важных решений на референдумах.

4.Экономическая система – это строй экономической жизни государства, который характеризуется существующими формами собственности, принципами распределения общественного продукта, целями общественного производства и основами управления хозяйства.

Элементы экономической системы:

1) хозяйство – основной элемент экономической системы, т.к. в его рамках функционируют все остальные элементы экономической системы

2) общественное производство – оно является рычагом для создания материальных благ, а в частности для производства общественного продукта

3) общественный продукт – является результатом общественного производства

4) собственность – является основой экономической системы, поскольку деятельность всех элементов экономической системы в совокупности направлено на формирование собственности и равные условия экономической жизни.

Любое национальное государство представляет собой часть человеческого общества и не может развиваться вне связи с другими странами и народами. Следует отметить, что связи весьма разнообразны и регулируются как в рамках каждой отдельной страны, так и в международном масштабе. Из этого следует, что любое суверенное государство осуществляет не только внутреннюю, но и внешнюю политику, которая выступает как элемент политического процесса.

В связи с всеобщей интеграцией и расширением внешних связей между странами, имеющем место на данном этапе развития нашей цивилизации, вопрос внешней политики и её составляющих представляется автору этой работы исключительно интересным и познавательным.

3. Средства внешней политики

Внешнеполитическая деятельность по достижению поставленных целей реализуется различными средствами: политическими, экономическими, военными, информационно-пропагандистскими.

К политическим средствам относится, в первую очередь, дипломатия. Дипломатия – это официальная деятельность государства в лице специальных институтов и при помощи специальных мероприятий, приёмов, методов, допустимых с позиций международного права и имеющих конституционно-правовой статус. Дипломатия осуществляется в виде переговоров, визитов, специальных конференций и совещаний, встреч, подготовки и заключения двусторонних и многосторонних соглашений, дипломатической переписки, участия в работе международных организаций. По мнению доктора политических наук, профессора А.В. Торкунова, Дипломатия обеспечивает национальные интересы и реализацию внешнеполитического курса посредством различных мероприятий, среди которых выделяются такие, как “деятельность глав государств и правительств, министров иностранных дел, ведомств иностранных дел, дипломатических представительств за рубежом, делегаций на международных конференциях”. [1]

Экономические средства внешней политики подразумевают использование экономического потенциала данной страны для достижения внешних политических целей. Государство, обладающее сильной экономикой, финансовой помощью, занимает и прочное положение на международной арене. Даже небольшие по территории государства, небогатые материальными и человеческими ресурсами, могут играть главную роль на мировой арене, если у них сильная экономика, которая базируется на передовых технологиях и способная распространять свои достижения далеко за свои пределы. Примером такого государством служит Япония. Действенными экономическими средствами являются эмбарго, или наоборот, режим наибольшего благоприятствования в торговле, предоставление инвестиций, кредитов и займов, другой экономической помощи или отказ в её предоставлении.

К военным средствам внешней политики принято относить военную мощь государства, которая включает в себя армию, её численность и качество вооружения, моральное состояние, наличие военных баз, обладание ядерным оружием. Военные средства могут использоваться как средство прямого воздействия, так и косвенного. К первым относятся войны, интервенции, блокады. Ко вторым – испытание новых видов оружия, учения, манёвры, угроза применения силы.

Пропагандистские средства включают в себя весь арсенал современных средств массовой информации, пропаганды и агитации, которые используются для укрепления авторитета государства на международной арене, способствуют обеспечению доверия со стороны союзников и возможных партнёров. С помощью средств массовой информации формируется в глазах мировой общественности положительный образ своего государства, чувство симпатии к нему, а в случае необходимости – антипатии и осуждения по отношению к другим государствам. Часто пропагандистские средства используются, чтобы завуалировать те или иных интересы и намерения. [2]

Итак, внешнеполитическая деятельность осуществляется следующими средствами: политическими, включающими прежде всего дипломатию, экономическими, т.е. посредством экономических механизмов, военными, используя военный арсенал и пропагандистскими средствами, т. е. с помощью СМИ.


[1] Современные международные отношения.Учебник / Под. ред. А.В.Торкунова. — М.: “Российская политическая энциклопедия” (РОССПЭН), 1999. — с. 267.

[2] Политология: Курс лекций. – с. 340-341.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: