Общая цель программы социально-педагогической реабилитации – приобретение несовершеннолетним социального опыта, подготовка его к жизни в обществе, семье и к профессиональной деятельности.
Данная цель реализуется через основные задачи:
- психолого-педагогическое сопровождение ребенка;
- повышение образовательного уровня реабилитируемых;
- формирование системы внутреннего самоконтроля несовершеннолетних;
- формирование установки на позитивность образа «Я» и адекватную самооценку;
- реабилитация социально значимых свойств и качеств личности, обеспечивающих молодому человеку возможность адекватно взаимодействовать с окружающей социальной средой.
Основная концептуальная идея реабилитационной работы с детьми и подростками, имеющими социально-негативный опыт, – идея формирования особой реабилитационной среды, основной характеристикой которой является комплексность взаимодействия внешнего и внутреннего реабилитационного поля с целью восстановления реабилитанта в статусе активного социального субъекта и субъекта формирующей деятельности.
|
|
Программа социально-педагогической реабилитации это целенаправленная, специально организованная деятельность. И как в любой деятельности в ней выделяются определенные этапы действий, обеспечивающих в своей совокупности достижение поставленной цели:
1. Диагностико – прогностический;
2. Реализационный;
3. Экспертно – оценочный.
Данные технологические этапы реализуются в трех основных периодах пребывания подростка в социально-реабилитационном центре, каждый из которых имеет свою, четко выраженную цель, промежуточную по отношению к выделенной выше конечной цели пребывания несовершеннолетнего в реабилитационном учреждении. Таким периодами являются:
1. Период адаптации ребенка к жизни в учреждении.
2. Коррекционная и реабилитационная работа на диагностической основе, которая проводится в групповой и индивидуальной форме и по длительности зависит от индивидуальных особенностей воспитанников.
3. Подготовка подростка к выходу из учреждения, его дальнейшее жизнеустройство.
Рассмотрим подробнее деятельность специалистов по реализации программы на этих трех основных этапах.
Адаптация ребенка к жизни в учреждении является важнейшим этапом его реабилитации, поскольку адаптация приобретает исключительную актуальность в переломные периоды жизни человека, а помещение несовершеннолетнего в социально-реабилитационный центр, несомненно, является для него стрессовой ситуацией.
Важнейшим условием успешной адаптации воспитанника к новым условиям проживания является его психолого-педагогическое сопровождение в этот период. Помещение ребенка в реабилитационный центр является очень значимым событием в его жизни, то есть оказывает значительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, а, следовательно, изменяет и его экзистенциальную сферу. При этом необходимо понимать, что данное событие, чаще всего, носит негативную эмоциональную окраску, и, следовательно, процесс педагогического сопровождения в первую очередь должен быть направлен на переосмысление ребенком возникшей в его жизни ситуации.
|
|
Адаптационные процессы будут иметь место в любом случае, но они могут отличаться различным соотношением стихийных и сознательных приспособительных механизмов. При преобладании стихийных приспособительных механизмов, происходит смирение ребенка со своим «временным заключением», появляется мотивация просто «отбыть срок» и поскорее вернуться на свободу. Это, безусловно, не соответствует цели социально-педагогической реабилитации.
Если же в адаптационном процессе преобладают сознательные элементы, то это способствует снятию предубежденности, негативного отношения к пребыванию в социальном учреждении. Следовательно, педагогической целью адаптационного периода является субъектное включение ребенка в реабилитационный процесс.
В периоде адаптации к условиям проживания в реабилитационном центре выделяется несколько этапов:
1. Пребывание в приемно-карантинном отделении. На данном этапе сотрудники центра разъясняют ребенку цели и задачи учреждения, знакомят с распорядком дня, режимными требованиями, историей учреждения. При этом используются различные методы: беседа, консультирование, рассказ, демонстрация альбомов и фотографий – все это помогает снизить уровень тревожности и стресс. В этот период очень важно следить за эмоциональными реакциями несовершеннолетнего, способствовать улучшению его эмоционально-психологического состояния.
2. Определение воспитанника на проживание. Для более успешной и быстрой адаптации на этом этапе используются известные методики вхождения в группу: определение спального места, его обустройство, вечер знакомства, назначение «шефа», который будет помогать новичку в первое время. Этот этап характеризуется дополнительными эмоциональными нагрузками, т.к. перед ребенком встает проблема вынужденной адаптации к новым условиям с длительной перспективой. Успех адаптации на этом этапе зависит от многих факторов: психологического климата в группе, традиций, принятия новичка другими воспитанниками и т.д.
3. Вхождение в коллектив. Это более длительный этап по сравнению с предыдущими. В этот период происходит критическая оценка социально-бытовых, эмоционально-психологических, рекреационных и других условий пребывания в реабилитационном центре и своих возможностей адаптации к ним. Происходит знакомство с другими воспитанниками, педагогами и персоналом. И одним из важнейших методов на данном этапе является так называемая «терапия средой», т. е. создание благоприятного психологического микроклимата. При этом очень важно сочетать как групповые так и индивидуальные меры воздействия, включая: деятельность по самообслуживанию, общественную занятость, досуг, общение.
С первым периодом пребывания несовершеннолетнего в реабилитационном центре совпадает и начало первого технологического этапа реабилитации – диагностики и прогнозирования.
Диагностика предполагает выявление индивидуальности воспитанника, это обусловлено требованиями индивидуализации реабилитационного воздействия, ориентацией его на конкретного несовершеннолетнего.
Диагностика направлена на выявление:
- индивидуальных отклонений в развитии и самореализации ребенка и возникших в связи с этим социальных проблем,
|
|
- состояния здоровья,
- индивидуальных особенностей, возможностей воспитанника, его позитивного потенциала, составляющего основы педагогической работы с ним,
- образовательного уровня ребенка, направленности его мотивации.
Учитывая, что в реабилитационный центр попадают дети, имеющие особые проблемы, диагностика в данном случае требует участия в ней нескольких специалистов: медика, психолога, социального педагога. Такой подход позволяет наиболее комплексно изучить воспитанника, более конкретно сформулировать социально-педагогические проблемы и сформулировать адекватный прогноз динамики этих проблем.
Методы, используемые для диагностики включают в себя:
1. Наблюдение – метод, использующийся для изучения внешних проявлений поведения человека, его возраста, пола, особенностей речи, внешнего вида и т.д.
2. Беседа – метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации.
3. Анкетирование – метод сбора статистического материала путем формализированного опроса диагностируемых.
4. Методы психодиагностики (тесты, личностные опросники и проективные техники) – направленные на выявление психологических особенностей диагностируемых.
5. Метод анализа документации – а именно, личных дел воспитанников, характеристик и других сопроводительных документов.
Результаты комплексной диагностики заносятся в индивидуальный дневник реабилитации воспитанника.
С учетом полученных в результате диагностики данных специалисты социально-реабилитационного центра имеют возможность направленного прогнозирования динамики выявленных проблем воспитанника. Предметом прогнозирования выступают:
- возможности несовершеннолетнего в целостном развитии, либо по определенным направлениям,
- достижение определенного уровня образования,
- зона ближайшего развития ребенка,
- возможности создания адекватных условий, обеспечивающих реализацию возможностей и интересов ребенка.
|
|
Успеху прогнозирования призван способствовать «социальный портрет» воспитанника, который является показателем его состояния на момент поступления, во время пребывания и того, к чему стремятся педагогические усилия коллектива реабилитационного центра, как бы «идеальная модель выпускника». Данный портрет составлен на основе материалов психолого-педагогической диагностики воспитанников, изучения их личных дел, медицинских карт, характеристик КДН, а также анализа основных требований современного Российского общества к своим гражданам. Социальный портрет воспитанника, как обобщенный его образ помогает специалистам контролировать продуктивность и эффективность процесса реабилитации.
Социальный портрет реабилитанта.
На момент поступления | Во время пребывания | Выпускник |
1. Физическое состояние. | ||
Склонность к частым заболеваниям. | Повышение иммунитета, улучшение общефизического состояния. | Здоровье беспокоит редко. |
Равнодушие к собственному здоровью, отсутствие знаний о здоровом образе жизни, пристрастие к вредным привычкам. | Появление интереса к собственному здоровью, знаний о здоровом образе жизни и последствиях влияния на организм вредных привычек. | Забота о своем здоровье, владение знаниями о здоровом образе жизни и стремление к нему, борьба с вредными привычками. |
Низкая физическая подготовка, отсутствие интереса к занятиям физкультурой. | Динамика роста физического развития, появление интереса к занятиям физкультурой и отдельным видам спорта. | Физическая подготовка в норме, рисутствует интерес к занятиям физкультурой и спортом. |
2. Социальные навыки. | ||
Не знает правовых норм, склонен к совершению правонарушений. | Овладение правовой кльтурой. | Имеет необходимые знания правовых норм, способен противостоять криминальным влияниям. |
Мало интересуется родственниками, не стремиться к оказанию помощи семье. | Появление интереса к поддержанию родственных отношений. | Ценность семейных отношений, стремление помогать близким, ответственность за младших. |
Слабо осведомлен в вопросах семейной жизни, не испытывает стремления к созданию собственной семьи. | Овладение знаниями о семье и браке. | Стремление к созданию собственной семьи и заботе о ее благополучии. |
Владеет элементарными знаниями и навыками самообслуживания, но выполнение их требует контроля со стороны взрослых. | Овладение знаниями, умениями и навыками самообслуживания, выработка полезных привычек. | Имеет достаточные ЗУН по самообслуживанию, самостоятельно и регулярно применяет их на практике. |
Не умеет реально оценивать обстоятельства, проявляет нерешительность в выборе жизненного пути. | Обучение ориентации в жизненных ситуациях, формирование убеждений и ценностей, помощь в самоопределении. | Способность к ответственному выбору, реальная оценка своих возможностей, умение отстаивать свою точку зрения. |
3. Мотивация к получению образования. | ||
Не имеет интереса к учебе, негативно относится к школе. | Формирование интереса к учебе, появление любимых предметов. | Желание продолжить обучение. |
Не понимает значимости образования. | Осознает значение знаний для формирования социальной успешности. | Понимает роль образования в самостоятельной жизнедеятельности. |
Имеет низкий образовательный уровень, часто не соответствующий возрасту. | Наблюдается динамика в развитии психических процессов, знаний и умений. | Образовательный уровень соответствует возрастной норме. |
Не проявляет интереса к дополнительным формам образования. | Эпизодически использует дополнительный материал для подготовки к занятиям. | Устойчивый интерес к самообразованию. |
4. Профориентированность. | ||
Низкий уровень профессионального ориентирования. | Повышение уровня профессионального ориентирования. | Достаточный уровень профессионального ориентирования. |
Нет интереса к получению профессии. | Овладение знаниями о профессиях, появление интереса к некоторым из них. | Имеет устойчивый интерес к получению специальности, определил для себя область будущей профессиональной деятельности. |
Не понимает необходимости труда в жизни. | Избирательно относится к трудовым занятиям, требует контроля. | Понимает необходимость труда в жизни как источника социального благополучия. |
Искажена мотивация к труду. | Изменение стереотипов потребительской идеологии. | Соизмеряет свои потребности с возможностями, заработанными личным трудом. |
5. Особенности личности. | ||
Неадекватная самооценка, незнание своих возможностей и особенностей. | Становление адекватной самооценки, овладение знаниями о себе. | Оценивает себя объективно, знает свои сильные и слабые стороны. |
Не имеет навыков самокритичности и самоанализа. | Овладение навыками самокритичности и самоанализа. | Способность к самоанализу и самокритике. |
Имеет искаженные ориентации, ценности и идеалы. | Формирование социально адекватных жизненных ценностей. | Имеет сформированные социально одобряемые идеалы, умеет их отстаивать. |
Конфликтует со сверстниками и взрослыми, агрессивен. | Расширение круга общения, приобретение дружеских связей, овладение навыками безконфликтного поведения. | Толерантен, стремится к увеличению дружеских контактов. |
Неадекватен к педагогическому воздействию. | Прислушивается к советам взрослых, иногда им следует. | Правильно реагирует на педагогическое воздействие. |
Имеет психическую и эмоциональную неустойчивость, легко выходит из равновесия. | Учится владеть своими эмоциями, сдерживать их. | Эмоционально устойчив, волевая сфера развита нормально. |
Отсутствуют навыки культурного поведения. | Овладение знаниями о нормах поведения, стремление к их соблюдению. | Знает и соблюдает общепринятые нормы поведения. |
Не обращает внимания на свой внешний вид. | Овладевает знаниями о культуре одежды и прически, проявляет интерес к тому как он выглядит. | Стремление к внешней привлекательности, аккуратность в одежде. |
Низкая культура речи, сквернословие. | Постепенное овладение культурой речи, понимание недопустимости нецензурных выражений. | Стремление к повышению культуры своей речи. |
Не владеет знаниями о социально одобряемых формах досуга. | Расширение круга социально адекватных досуговых интересов, участие в культурных мероприятиях. | Разнообразный круг интересов, стремление к активному образу жизни. |
Реализационный этап реабилитационной программы отличается многоуровневым содержанием, основу которого составляют четыре основные направления работы:
- консультирование;
- работа, направленная на формирование системы внутреннего контроля воспитанников;
- формирование у воспитанников установки на адекватную самооценку и позитивность образа «Я»;
- организация взаимодействия с государственными и социальными институтами, принимающими участие в дальнейшем жизнеустройстве ребенка.
Консультирование как один из методов социально-педагогической помощи играет важную роль в реабилитации детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, поскольку решение многих проблем требует, прежде всего, информационного обмена между педагогом и подростком.
Под консультацией понимается метод взаимодействия между педагогом и воспитанником в ходе которого специалист передает подростку информацию с целью помочь в решении назревших проблем. При этом информация консультанта может реализовать различные функции: облегчать процесс реабилитации, выступать средством мобилизации ресурсов личности и формирующим мотивацию действий. И главное, консультация призвана помочь воспитаннику комплексно и объективно оценить стоящие перед ним проблемы, глубже их уяснить и осознать для себя важность их преодоления.
Результат консультирования во многом зависит от достижения взаимопонимания между консультантом и консультируемым. Для этого необходимо соблюдать следующие технологические условия:
- позиция консультанта не должна противоречить взглядам консультируемого,
- необходимо наглядно показать ребенку, что действия, которые от него ожидаются, будут способствовать и соответствовать удовлетворению его потребностей и интересов,
- при всех равных условиях, люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоциональное положительное отношение, и отвергают позицию того, к кому испытывают отрицательные эмоции.
Процесс любой консультации предполагает соблюдение основных принципов:
1. Целесообразность и целеустремленность. Консультация должна иметь конкретную цель, решать строго определенную задачу, проблему.
2. Добровольность и ненавязчивость. Консультируемый вправе в любое время отказаться от помощи консультанта. Эффективность консультации определяется ценностью идей, а не статусом консультанта.
3. Методическая грамотность и компетентность. Ядром технологии процесса консультирования является установление доверительных взаимоотношений консультанта и консультируемого. Грамотный консультант должен обладать широкой эрудицией и быть компетентным в области обсуждаемой проблемы, уметь методически грамотно и убедительно вести консультации.
В случаях, когда важную роль в возникновении и проявлении социальной дезадаптации ребенка играет личностный фактор (несформированность или акцентуация определенных личностных свойств, особенности нейродинамических процессов, неадекватные формы личностного реагирования, нарушения общения и т.д.) требуется проведение личностно ориентированной психологической коррекции.
С целью закрепления результатов коррекционной работы и формирования у воспитанников внутренней системы самоконтроля проводится работа, направленная на интериоризацию полученных в ходе коррекции социальных знаний, умений и навыков поведения.
С этой целью мы предлагаем организовывать дискуссии по следующим темам: «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Я и общество», «Преступление и наказание», «Что главное в жизни?» и т.д.
Тематика дискуссии должна быть направлена на формирование у детей и подростков навыков определения круга позитивных ценностей.
Поскольку воспитанники, чаще всего, не обладают навыками конструктивного спора, следует использовать строго регламентированные приемы дискутирования. Примером такой регламентации может служить техника «Обсуждение вопросов за и против»:
1. Напишите на бумаге ряд аргументов за высказанное положение, затем на другом листе – ряд аргументов против.
2. Образуются группы по принципу: кто каких аргументов нашел больше (за или против).
3. Работа в группах:
- собираются все аргументы в пользу занятой позиции,
- определяется их важность,
- аргументы распределяются по членам группы, которые будут их представлять,
- аргументы приводятся в определенную последовательность, определяется стратегия дискуссии.
4. Дискуссия проходит по принципу: один аргумент «за» – один «против».
Педагог в данном случае не занимает ведущей позиции в выработке решения, он лишь ведет дискуссию, направляя ее в позитивное русло, учит детей спорить, доказывать свою точку зрения.
зрения.
Типичное поведение воспитанников в дискуссии, от которого нужно отучить:
· боязнь выделится,
· ожидание что инициатива всегда исходит от педагога,
· ожидание заранее определенного содержания,
· не искать общения с педагогом,
· опасение показаться некомпетентным.
Необходимое поведение воспитанников в дискуссии, которому надо научить:
· развивать любопытство, любознательность,
· занимать активную позицию при обсуждении,
· умение нести ответственность за свои высказывания,
· не стесняться задавать вопросы,
· уметь критично относится к собственным высказываниям.
Среди форм и методов, используемых в реабилитационной работе, хорошо зарекомендовали себя занятия, на которых ребята, работая в малых группах, пытаются найти выход из предложенных им ситуаций. Ситуации могут быть вымышленными, но должны включать в себя события, которые могут реально иметь место в жизни воспитанников. Ребятам предлагается не просто найти выход из ситуации, но и обыграть ее перед группой, тем самым полученные ранее знания способов социально приемлемого поведения не только актуализируются, но и получают практическое закрепление, пусть и в игровой форме.
Этот метод, в сущности, состоит в том, что малая группа проигрывает перед аудиторией выбранную, ограниченную по времени ситуацию. При этом речь может идти как о реальном, так и о вымышленном случае.
Проигрывание не ставит целью дать оценку, оно является поводом подумать о причинах возникновения ситуации, путях выхода из нее. Проигрывание дает также возможность осознать проблему, обменяться мнениями по ней.
Ход занятия:
1. Деление на группы по 3 – 5 человек. При этом необходимо чередовать приемы деления: по желанию, жеребьевкой, по группе соседей и т.д.
2. Распределение ситуаций по группам.
3. Обсуждение внутри малых групп:
- Формулировка проблемы.
- Поиск решения.
- Поиск формы преставления данной проблемы.
- Определение ролей участников.
4. Проигрывание найденного решения перед аудиторией.
5. Обсуждение, при котором сначала представитель группы получает возможность комментария, затем другие группы высказывают свое мнение на счет увиденного.
Примеры ситуаций:
1. Родители запрещают тебе встречаться с другом, который, по их мнению, плохо на тебя влияет. Ты не считаешь своего приятеля плохим человеком и хочешь продолжать с ним дружить. Как ты поступишь в данной ситуации: перестанешь встречаться с приятелем, будешь делать это тайно, попробуешь переубедить родителей, как то еще.
2. Друзья предлагают тебе легкий заработок, ты понимаешь, что это противозаконно. Согласишься ли ты участвовать в этом? Стоит ли отговаривать друзей от совершения противозаконного поступка?
3. Ты оказался в незнакомой компании тебе очень хочется стать здесь своим, но некоторые принятые в компании правила тебе не нравятся. Как стать членом компании и не поступиться своими принципами?
4. Подруга пригласила тебя на день рождения, но ты знаешь, что ее мама категорически против вашего общения. Как поступить?
5. Ты работал в летние каникулы и уже запланировал как потратить деньги, но тут к тебе обращается близкий друг с просьбой дать в займы. Что делать?
6. Твой младший брат впервые попробовал алкоголь, ты застал его в состоянии опьянения. О чем ты с ним поговоришь после этого? Стоит ли рассказывать об этом родителям?
Важнейшим моментом в процессе формирования системы внутреннего самоконтроля воспитанников является формирование у них навыков саморефлексии. С этой целью в конце каждого занятия проводится рефлексия «здесь и сейчас», в ходе которой, отвечая на простые вопросы о своем эмоциональном состоянии, удовлетворенности работой и значимости полученной информации, подростки учились оценивать себя, свои действия и поступки, действия и поступки других людей с точки зрения своей внутренней системы ценностей. Это способствует актуализации полученных знаний и навыков, их осмыслению и закреплению, а также служит обратной связью для педагога.
Следующим направлением реабилитационной программы является формирование установки на адекватную самооценку и позитивность образа «Я».
Данное направление включает в себя не столько отдельные занятия с целью повышения самооценки, сколько систему приемов, сопутствующих всему реабилитационному процессу. Ведущими методами и формами работы здесь являются: ситуации успеха, спортивные соревнования, творческие конкурсы, конкурсы «Лучший по предмету» и «Мастер своего дела», психологические тренинги, участие в самоуправлении.
Примерами упражнений на позитивизацию самооценки и образа «Я» могут быть следующие:
Упражнение «Самоанализ».
Цель: формирование навыков самоанализа, способности адекватно оценивать себя.
Ход занятия:
Каждый участник получает лист бумаги разделенный на пополам. В одной половине ребятам предлагается написать десять ответов на вопрос «Кто Я?». Отмечается, что сделать это надо быстро, записывая свои ответы так, как они сразу приходят в голову.
Затем листок складывается так, что бы записи не были видны, и передается соседу. Теперь каждый должен дать десять ответов на вопрос «Кто он, человек, который передал мне этот листок?».
После этого листы возвращаются, и каждый получает возможность сравнить, свою самооценку с оценкой данной ему другим.
Рефлексия:
- Что понравилось вам сегодня?
- Что не понравилось?
- Что нового вы узнали о себе?
- Что было для вас полезным?
- Что вызвало недовольство?
Упражнение «Самый – самый».
Цель: эмоциональный подъем, выявление лучших качеств друг друга.
Ход занятия:
Ребята к нам пришла посылка, на ней написано «Самому веселому», кому же мы ее передадим? Ответ, передача посылки. Воспитанник ее разворачивает и обнаруживает надпись «Передать самому скромному», передает ее тому участнику группы, который по его мнению достоин этого звания, и так далее (самому общительному, доброму, справедливому, талантливому, умному…). Когда развернута последняя обертка обнаруживается открытка с пожеланиями хорошего настроения на весь день.
Рефлексия:
- Какое у вас настроение?
- Приятно ли вам было получить звание Самого- самого?
- Согласны ли вы с присвоенным вам званием?
Упражнение «Самореклама».
Цель: научить находить лучшие качества в себе, сформировать позитивную самооценку.
Ход занятия:
Участникам предлагается в течении 10 минут написать рекламное объявление в газету. Это может быть объявление о поиске работы, спутницы жизни, о предоставлении услуг и т.п. Напоминаем, что объявление имеет целью привлечь людей, поэтому писать в нем надо о своих лучших достоинствах, отражающих ваши преимущества перед другими соискателями внимания читателей. Затем объявления зачитываются и обсуждаются.
Важнейшей частью реабилитационного процесса является организация работы с различными социальными и государственными институтами, принимающими участие в дальнейшей судьбе воспитанников.
Приоритетным направлением здесь является организация работы с семьей воспитанников. Общеизвестно, что семья является самым главным институтом социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания, умения и навыки, воспринимает ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в обществе. Как отмечалось ранее, у дезадаптированных несовершеннолетних нарушена эмоционально-психологическая связь с родителями, что и порождает все прочие проблемы их взаимоотношений.
Технологии работы с семьями воспитанников предполагает первоначальный сбор достоверной информации о семье, встречи с родителями и обеспечение обратной связи.
Для этого используются следующие методики:
- анализ сведений о социальном статусе семьи;
- беседы с воспитанниками и их родителями;
- метод социальных биографий – сбор информации об истории жизни воспитанника и его семьи;
- анализ данных личностной диагностики воспитанника.
На основе собранных сведений проводится дальнейшее взаимодействие с семьей, которое осуществляется на двух уровнях: индивидуальном и групповом.
На индивидуальном уровне реабилитационной работы с семьей используются следующие методы:
Консультирование – процесс взаимодействия между специалистами реабилитационного центра и родителями, в ходе которого определенные знания консультанта используются для оказания помощи консультируемым. В рамках данной технологии используются следующие методы и приемы:
- беседа;
- убеждение;
- прием активного слушания;
- прием конфронтации (с целью показать клиенту противоречие в его суждениях, другие точки зрения);
- метод легенд (рассказ о другом человеке, который нашел выход из подобной ситуации).
Групповой уровень реабилитационной работы с семьей содержит в себе, в основном, технологии просвещения родителей.
Организация педагогического просвещения родителей направлена на то, что бы они поняли разницу между допустимым и недопустимым поведением в отношении ребенка. Родителей знакомят с их правами и обязанностями, ответственностью за их неисполнение
Педагогическое просвещение включает деятельность информационного и обучающего плана по рассмотрению основных закономерностей и базовых этапов развития ребенка, возрастных факторов становления его личности, типичных критических ситуаций. Также уделяется большое внимание таким проблемам как: роль матери и отца в воспитании ребенка, значение эмоциональных факторов во взаимоотношениях в семье, проводится пропаганда ненасильственного воспитания. В ходе педагогического просвещения проводится работа по формированию и развитию умений общаться с детьми, руководить их деятельностью, развивать положительные качества.
При организации педагогического просвещения учитывается, что подавляющее большинство из них не имеет педагогического образования, поэтому работа должна быть направлена на:
- творческое усвоение педагогических знаний;
- формирование способности реально оценивать обстановку в семье;
- формирование умений принимать наиболее эффективные решения в соответствии с педагогическими закономерностями и принципами воспитания.
При этом программа строится так, чтобы полученные знания могли использоваться на практике.
Учитывая вышесказанное, наиболее эффективными в данном направлении организации работы с семьей представляются следующие методы:
- родительские собрания (обсуждение текущих проблем, затрагивающих интересы большинства участников);
- тренинги;
- диспуты;
- дискуссии.
Последним этапом пребывания в реабилитационном центре является подготовка подростка к выпуску. Данный этап совпадает с технологическим этапом оценки результатов коррекционно-реабилитационной работы и готовности выпускника к дальнейшей жизнедеятельности.
Для оценки эффективности реабилитационного процесса используются повторно диагностические методики, проводившиеся при поступлении, и оценивается разница их показателей.
Для оценки готовности подростка к самостоятельной жизнедеятельности используется и оценка степени его приближения к «идеальной модели выпускника», описанной в социальном портрете реабилитанта.
Кроме того, составляются характеристики на выпускников, в которых отражаются основные принципы и параметры реабилитационного процесса с целью его дальнейшего продолжения в том же направлении в принимающем учреждении.
Важнейшим этапом работы с выпускником является отслеживание его дальнейшей судьбы. Этот этап включает в себя следующие виды деятельности:
- поддержка постоянной связи с отделами социальной поддержки населения по месту жительства с целью отслеживания дальнейшей судьбы ребенка;
- поддержка связи с органами опеки и попечительства на местах, с целью обеспечения социальной защиты выпускников, оставшихся без попечения родителей;
- поддержка постоянной связи с семьями выпускников;
- оказание выпускникам помощи в вопросах трудоустройства или продолжения образования.
Данный этап является наиболее проблемным в плане реализации и требует дальнейших разработок путей взаимодействия органов социальной поддержки населения, КДН и образовательных учреждений на местах проживания и обучения выпускников.