Требования к ВКР

Выпускная квалификационная работа должна соответствовать требованиям, изложенным в соответствующих разделах настоящих методических рекомендаций.

Объем выпускной квалификационной работы должен составлять:

ВКР бакалавра – 50-70 страниц печатного текста (не включая список литературы и приложения);

ВКР специалиста – 60-80 страниц печатного текста (не включая список литературы и приложения);

ВКР подлежит обязательному рецензированию.

Любая ВКР имеет свои отличительные особенности, вытекающие из своеобразия темы, объекта исследования, структуры работы, требований руководителя, наличия и полноты источников информации, навыков и умений отражать теоретические и практические вопросы. Вместе с тем, каждая работа строится по общей схеме на основе единых методических рекомендаций.

Настоящие требования относятся к форме построения основных частей, но не к их содержанию, поэтому в разделе даются лишь общие методические указания по написанию отдельных глав.

Структура выпускной квалификационной работы включает:

- титульный лист;

- содержание;

- введение;

- основной текст, разделенный на главы и параграфы;

- заключение;

- библиография;

- приложения.

Работа должна начинаться с титульного листа, который не нумеруется.

После титульного листа приводится оглавление работы с указанием названий глав и подпунктов, а также нумерация страниц, с которых они начинаются.

Введение является отдельным, самостоятельным блоком текста работы, который ни в содержании, ни в тексте не обозначается цифрами.

Во введении необходимо отразить следующее:

- общую характеристику проблемной ситуации;

- актуальность темы исследования;

- научную новизну;

- степень научной разработанности проблемы;

- проблему ииследования;

- цель и задачи исследования;

- объект, предмет и гипотезы исследования;

- характеристику методов научного исследования;

- структуру работы.

Объем введения должен составлять приблизительно 10% от общего объема ВКР, то есть 5-7 страниц для бакалавра и 6-8 страниц для специалитета.

Общая характеристика проблемной ситуации представляет собойпредварительную постановку исследовательской задачи. Описание проблемной ситуации обычно содержит ответы на следующие вопросы; в чем состоит главная цель решения задачи; что мешает достижению цели; что нужно для устранения затруднения, мешающего фактора; что даст решение задачи для человека и общества; какова ее актуальность. Проблемная ситуация представляет собой начальную составную часть в постановке исследовательской задачи.

Актуальность темы исследования представляет собой степень ее важности и востребованности для решения конкретной проблемы, вопроса или задачи, возникшей перед автором исследования.

При обосновании актуальности темы выпускной квалификационной работы необходимо объяснить, причину, почему тема исследования назрела именно в данный момент, что являлось препятствием правильному раскрытию её ранее, выявить, насколько обращение к данной теме обусловлено развития науки, накоплением новой информации и методов исследования по данной проблеме, недостатками в изученности проблемы в уже проведённых исследованиях, необходимостью изучения проблемы исследования в новой экономической ситуации, с применением новых методов и методик исследования и так далее.

Как правило, актуальность исследования представляется как противоречивая ситуация, требующая своего решения. Решение данной проблемы должно непосредственно быть связано с практической необходимостью. Это значит, что обращаясь к той или иной проблеме, исследователь должен чётко представлять, на какие вопросы практики могут дать ответ результаты его работы. При этом актуальность должна современный уровень научных знаний, иметь практическое значение для социально-экономической жизни страны. Обоснование актуальности не должно быть ни слишком кратким, ни излишне объемным.

Научная новизна одно из главных требований к теме выпускной квалификационной работы. Это значит, что она должна содержать решение новой научной задачи или новые разработки, расширяющие существующие границы знаний в определенной отрасли науки.

Новизна выпускной квалификационной работы и тема органично связаны. При этом должна существовать прогноз новизны исследования, что обеспечивает выход на круг вопросов, образующих ядро исследования и обладающих существенными признаками новизны, оригинальности.

Степень научной разработанности проблемы отвечает за описание научного базиса автора, а так же за рассмотрение информации о группе научных деятелей, которые занимались научными исследованиями по выбранной соискателем теме. Сюда относится описательная характеристика работ вышеупомянутых научных исследователей, с рассмотрением вопросов касательно интересующей научной проблемы.

Степень научной разработанности выполняет определяющую роль в положении выпускной квалификационной работы в конкретной научной области. Степень научной проработанности представляет собой перечисление ранее возникших пробелов во время исследований и определяет потребность в их разрешении.

Проблема исследования – это социальное противоречие, требующее организации целе­направленных действий для его устранения или выбора одной из возможных альтернатив его развития. Масштабы социальных проблем существенно разнятся между собой. Одни не выходят за рамки одного коллектива или пред­приятия, другие затрагивают интересы регионов, больших соци­альных групп. На высшем уровне социальные проблемы могут приобретать масштабы, затрагивающие все общество, то есть ста­новятся социетальными. В зависимости от этого определяется и тип исследования: оно может быть как чисто прикладным, так и теоретико-прикладным. Однако в любом случае проблема должна быть сформулирована четко, конкретно. Она должна обозначать наиболее существенные моменты и иерархию свя­занных с ней других проблем.

По своей сущности проблема – это всегда противоречие меж­ду знаниями о потребностях людей в каких-то результативных практических или организационных действиях и незнанием путей и средств их реализации. Решить проблему – значит получить новое знание или создать теоретическую модель, объясняющую то или иное явление, выявить факторы, позволяющие воздейст­вовать на развитие явления в желаемом направлении.

Цель работы определяет, для чего проводится исследование, что планируется получить в результате. Достижение цели выпускной квалификационной работы ориентирует студентов на решение выдвинутой проблемы в двух основных направлениях – теоретическом и прикладном.

Задачи работы представляют собой способы достижения цели работы (задачи указаны в оглавлении). Это этапы, на каждом из которых производится та или иная исследовательская операция (изучение литературы, сбор эмпирических данных, их анализ, построение классификаций, разработка методик и их реализация и так далее).

Объект исследования – это то, на что направлен процесс познания.

Предмет исследования – это наиболее значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, стороны, проявления, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Это угол зрения на объект, аспект его рассмотрения, дающий представление о том, что конкретно будет изучаться в объекте, как он будет рассматриваться, какие новые отношения, свойства, функции будут выявляться.

Гипотеза исследования – это научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно. Формулируя гипотезу, исследователь строит предположение о том, каким образом намеревается достичь поставленной цели. В процессе исследования гипотеза корректируется, претерпевает изменения. Гипотеза должна естественно возникать в процессе исследования, это может быть предположение, которое истинно лишь частично.

Характеристика методов научного исследования позволяет оценить полноту охвата полученных студентом умений и навыков при выполнении выпускной квалификационной работы.

Структура работы представляет собой количество глав и параграфов основной части, объем работы в страницах без приложений, количество используемых в работе источников литературы.

Основной текст работы рекомендуется изложить в двух-трех главах, каждая из которых делится на параграфы, в зависимости от темы исследования и его цели. В каждой главе должно быть не менее двух параграфов. Объем параграфа должен составлять не менее 8-10 страниц для бакалавра и 12-15 страниц для специалитета.

Первая глава посвящена теоретическим вопросам выбранной темы работы с позиции современной социологической науки. Если по теме ВКР существуют различные мнения ученых или имеются сведения о различных путях (способах) практического решения данной проблемы, то студент должен определить свое отношение, сформировать свою позицию, обосновать свою точку зрения, которая может совпадать с чьим-то мнением или может быть оригинальной. В этом случае обоснование должно быть развернутым, базироваться на теоретической основе и иметь практическое подтверждение. Оно может быть продолжено в последующих главах. В главе не рекомендуется пересказывать содержание учебников, специальной литературы, инструкций. Объем главы примерно 20-25 страниц для бакалавра и 30-35 страниц для специалитета.

Вторая глава (и третья) должна содержать описание объекта исследования, анализ изучаемой проблемы, а также фактические данные, обработанные при помощи современных методик и представленные в виде аналитических выкладок. Кроме того, должны быть приведены расчеты отдельных показателей, используемых в качестве характеристик объекта. В практической части проводится обоснование последующих разработок. Далее разрабатываются конкретные рекомендации и мероприятия по решению изучаемой проблемы, а также подтвержденный расчетами анализ результатов использования предложенных мер или обоснование предполагаемых результатов. Предлагаемые решения должны базироваться на конкретном примере. Это предполагает проведение расчетов, обработку статистических данных, необходимых оценочных показателей и представление их в виде графиков, диаграмм, таблиц, схем. Проведенные расчеты (полученные результаты) должны позволить сделать прогнозы и/или практические рекомендации относительно объекта и предмета исследования. Объем главы – 25-30 страниц для бакалавра и 30-35 страниц для специалитета.

В заключении описываются полученные результаты исследования, и на основании проведенного анализа и ознакомления с соответствующей литературой делаются выводы. В заключении должны быть сформулированы рекомендации по повышению эффективности использования объекта исследования. Необходимо сформулировать практические предложения, показать возможность их применения на практике. Объем заключения должен быть 3-5 страниц для бакалавра и 5-8 страниц для специалитета.

После основного текста приводится список использованной литературы. В него включаются те библиографические источники, на которых базируется изложение основных положений темы. Список использованной литературы должна включать не менее 50 источников как для бакалавров, так и для специалистов..

Далее приводятся приложения. Приложение - это часть текста, имеющая дополнительное (справочное или второстепенное) значение, но необходимая для полного освещения темы и подтверждения проведенной работы. В приложение могут быть помещены копии документов, образцы заполненных бланков, подробные расчеты, вспомогательные графики, таблицы со статистическими данными и так далее. Формируя приложения, нужно исходить из принципа – показывать только необходимое. Каждое приложение начинается с новой страницы, имеет номер и заголовок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: