Лексические явления

Лексическое явление Пример Значение (то, что мы пишем о лексических явлениях вообще)
1.ОМОНИМЫ- это слова, разные по значению, но одинаковые по произношению и написанию. Водопроводная система система тически выходит из строя, а у ремонтников нет никакой системы в работе. Придают языку живость, выразитель-ность. Могут придавать комическую окраску, двусмысленность, характер каламбура. Требуется человек, хорошо владеющий языком, для наклеивания марок.
2. СИНОНИМЫ - это слова одной и той же части речи, близкие друг другу по значению. Синонимы образуют синонимический ряд, например, бояться, опасаться, пугаться, страшиться, ужасаться, трусить. Свидетельствуют о богатстве языка, служат для более точного выражения мыслей и чувств.
3. АНТОНИМЫ- это слова одной и той же части речи противоположные по значению. Рано - поздно, уснуть - проснуться, белый - чёрный. Делают речь яркой, эмоциональной. Служат для создания контраста.
4. ДИАЛЕКТИЗМЫ - это слова, употребляемые в одной местности. Кочет - петух, гутарить - разговаривать, балка - овраг. Вызывают более яркие представления о месте, где развиваются события; с целью речевой характеристики персонажа.
5. ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ - это слова, которые используются в различных сферах производства и которые не стали общеупотребит. Абсцисса (математика), аффрикаты (лингвистика); окно - свободное время между уроками в речи учителя. Используются как выразительное средство для описания обстановки, создания производственного пейзажа, речевой характеристики сферы деятельности ч-ка.
6. ЖАРГОНИЗМЫ - слова, ограниченные в своём употреблении определённой социальной или возрастной средой. Выделяют молодежный (предки - родители), профессиональный (надомаэ - недолет посадочного знака), лагерный жаргон. Жаргон используется в произведениях художественной литературы с целью речевой характеристики персонажей и создания нужного колорита.
7. ЭМОЦИОНАЛЬНО ОКРАШЕННЫЕ СЛОВА- слова, выражающие отношение к предметам, признакам, действиям и т.д. Кляча (не просто лошадь, а плохая лошадь), врать (не просто говорить неправду, а говорить её нагло), жаждать (не просто желать, а желать страстно). Служат для выражения отношения говорящего к тому, о чём он говорит, а также для характеристики говорящего.
8. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ - устойчивые сочетания слов, обладающие обычно целостным значением. Работать засучив рукава, беречь как зеницу ока, ставить палки в колёса. Придают речи яркость и выразительность.
9. КРЫЛАТЫЕ СЛОВА - яркие и меткие выражения писателей, учёных, общественных деятелей, а также пословицы и поговорки. Не в коня корм. Как мало прожито, как много пережито. Как образное средство раскрытия внутреннего облика персонажа, характеристики его речевой манеры.
10. РАЗГОВОРНАЯ ЛЕКСИКА - это слова, которые употребляются в повседневной обиходной речи, имеют характер непринуждённости и поэтому не всегда уместны в письменной и книжной речи. Газировка (газированная вода), белобрысый (блондин, человек с очень светлыми волосами), жвачка (жевательная резинка). В книжной речи данному контексту придаётся разговорный оттенок. Используется в произведениях художественной литературы с целью речевой характеристики персонажей.
11. МЕТАФОРА - вид иносказания, перенос значения с одного слова на другое по сходству признаков, скрытое сравнение, в котором отсутствует сравнительный оборот. Сыплет черёмуха снегом (снег подобен цветущим кистям черёмухи). Колесом за сини горы солнце красное скатилось (солнце подобно колесу). Повышает точность поэтической речи и её эмоциональную выразительность.
12. ГИПЕРБОЛА (преувеличение) - образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты и т.п. ...дрожали скалы от их ударов, дрожало небо от грозной песни. На гиперболах строится образность сатирических произведений. Гиперболизация является источником юмора, средством насмешки.
13. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия. Вечер синею свечкой звезду Над дорогой моей засветил. Повышает эмоциональную выразительность текста.
14. ЛИТОТА - образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого предмета или явления. Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка. Одновременное употребление литоты и гиперболы подчёркивает создаваемый образ. Служит средством создания сатирического и юмористического эффекта.
15. ЭПИТЕТ – образное определение предмета или действия. На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн. Создаёт зримый образ предмета, явления, формирует эмоциональное впечатление, передаёт психологическую атмосферу, настроение. Характеризует, поясняет какое-нибудь свойство, качество понятия, предмета или явления; воплощается мироощущение писателя. Эпитет в описании природы как средство выражения чувства, настроения. Выражение внутреннего состояния человека.
16. ГРАДАЦИЯ - основа градации - синонимы. Это расположение ряда слов по степени нарастания или ослабления их смыслового или эмоционального значения. Что-то неуловимо восточное было в его лице, на седой дремучести светились, горели, сияли огромные голубые глаза. Предельно точно и выразительно передаётся мысль автора.

C 2.1

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста

Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера).

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г. Степанова.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: