Вопрос № 4
Разработка и принятие управленческих решений.
Понятия и виды управленческих решений.
Результатом работы менеджера является управленческое решение. От того, каким будет это решение, зависит вся деятельность организации, а также будет ли достигнута поставленная цель или нет. В управлении принятие решений – более систематизированный процесс, чем в частной жизни. Менеджер выбирает направление действий не только для себя, но и для организации и других работников. Поэтому принятие менеджером того или иного решения всегда представляет собой определенные трудности. Это связано и с ответственностью, которую берет на себя менеджер, и с неопределенностью, которая присутствует при выборе одной из альтернатив.
Принятие решений – часть каждодневной работы управляющих. Поскольку характер работы менеджера зависит от уровня управления, на котором он находится, существуют различия и в характере решений, принимаемых на разных уровнях. Ответственность за принятие важных организационных решений – тяжелое моральное бремя. Если руководитель решает уволить подчиненного, последний может сильно пострадать. Если плохого работника оставить, может пострадать организация. Поэтому руководитель, как правило, не может принимать непродуманных решений.
|
|
Решение – это выбор альтернатив.
Управленческое решение – это взвешенный шаг, результатом которого являются осуществление действия для достижения цели организации или воздержания от него.
Управленческое решение – это концентрированное выражение процесса управления на его заключительной стадии.
Управленческое решение – это результат деятельности менеджера, от которых зависит развитие предприятия.
Цель УР – обеспечение движения к поставленным перед организацией целям и задачам. Поэтому наиболее эффективным решением будет выбор, реализация которого внесет наибольший вклад в достижении конечной цели.
Эффективность - конечный результат управленческой деятельности. Лучшим можно считать решение, в процессе выполнения которого будет минимальное число корректировок. В свою очередь потребность в коррекции решений будет меньшей, если они тщательно подготовлены, если максимально большое число возможных ситуаций окажутся прогнозируемыми и найдут отражение в подготовке вариантов решения. Все это требует соблюдения ряда определенных условий.
Принятие решений – связующий процесс, необходимый для выполнения любой управленческой функции.
Запрограммированные решения, типичные чаще всего для повторяющихся ситуаций, принимаются с соблюдением конкретной последовательности этапов. Новые или сложные ситуации требуют незапрограммированных решений, в этом случае руководитель сам выбирает процедуру принятия решения.
|
|
Требования, предъявляемые к УР:
1. всесторонняя обоснованность решений (наличие потребностей и возможностей ее удовлетворения);
2. правомерность (соответствие принимаемого решения законодательству);
3. непротиворечивость (вновь принимаемые решения не должны противоречить уже существующим и дублировать их);
4. своевременность (принятие решения в тот момент, когда оно может быть реализовано);
5. обеспеченность ресурсами;
6. ясность и лаконичность (недопустимость двойственного толкования решений и излишнего красноречия);
Решение называется управленческим, если оно разрабатывается и реализуется для социально-экономической системы и направлено на:
· организацию управления
· стратегическое планирование
· управление человеческими ресурсами
· управление производственной и обслуживающей деятельностью
· формирование системы управления
· управление внутренними и внешними коммуникациями
Таким образом, УР как явление представляет собой набор мероприятий. Направленных на разрешение проблемы и достижение цели организации; а как процесс – последовательность определенных этапов и составляющих их управленческих процедур.
Классификация УР может быть представлена в следующем виде.
По функциональной направленности:
· прогнозирующие
· планирующие
· организационные
· координирующие
· активизирующие
· контролирующие
· информирующие
По организации принятия:
· индивидуальные
· групповые
· коллегиальные
· корпоративные
По степени структурированности:
· запрограммированные
· незапрограммированные
По времени действия:
· стратегические
· тактические
· оперативные
По содержанию:
· экономические
· социальные
· технические
· научные
По масштабу:
· для организации в целом
· для структурного подразделения
· для функциональной службы
· для отдельных работников
По глубине воздействия:
· одноуровневые
· многоуровневые
По направленности воздействия:
· внешние
· внутренние
По используемым ресурсам:
· с ограничением
· без ограничен